Автозаки за время протестов оппозиции в шутку прозвали общественным транспортом — так много людей за полгода уличных акций побывали в фургонах ОМОНа по входной «белой ленточке». «МН» рассказывают, из чего сделан автозак и где его можно купить.
Виды автозаков
Значение слова «автозак» прослеживается легко — это автомобиль для заключенных. В зависимости от того, в каких случаях он используется, различаются два вида этих фургонов. Специализированные автозаки для транспортировки заключенных производятся по заказу Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), а транспорт, который используют на улицах города, — по заказу МВД. Эдуард Лимонов, бывший председатель запрещенной Национал-большевистской партии и активный участник акций протеста, видел обе версии автозаков изнутри. Он перечисляет основные признаки обоих: в них есть одиночные камеры внутри, решетки на окнах, отсеки для конвоиров и заключенных. Разница в том, что «городские» автозаки, которые использует современная «жандармерия», — это автобусы облегченного типа, в них два разделенных железной перегородкой отсека для заключенных и несколько одиночных камер-«стаканов», вместимость зависит от размеров базового транспорта (до 38 человек). В «тюремных» автозаках обычно только один «стакан», помещается 10—20 человек, внутри два отделения с перегородкой.
Производители
По заказу МВД и ФСИН автозаки выпускают на многих заводах спецтехники. У МВД есть собственное производство в подмосковном Дмитрове. Автозаки сходят с конвейеров в Челябинске, Санкт-Петербурге, Чувашии, Татарстане. Один из производителей — комбинат автомобильных фургонов (КАФ) находится в городе Шумерля Чувашской республики. Специалист отдела продаж КАФ Александр Сомов рассказал, как тщательно подходит МВД к заказу транспорта. «В комплектации автозаков есть тень секретности — мы не можем рассказывать все детали. В составе ведомства есть институт «Специальная техника и связь», который разрабатывает требования к автозакам — набирается целая книга. По ней на стадии производства утверждаются и согласовываются все особенности конкретной партии машин», — рассказывает он. МВД пристально следит, чтобы в автозаке, например, не было выступающих частей, болтов. Александр перечисляет модельный ряд машин, на базе которых делают автозаки, — это «Пазы», «Уралы», «КамАЗы», автобусы КАвЗ. Их обшивают металлическими пластинами — каркасы некоторых автозаков усиливают за счет толстостенных профильных труб, объединяют основания камеры и каркаса, что исключает побег или незаконное проникновение.
Планировка
Опознать автозак среди машин можно по решеткам на окнах — они бывают выносные выпуклые, а бывают встроенные. Обычно автозак делится на три отсека: для заключенных, для конвоиров и водителей. Но маркетологи заводов-производителей обещают, что планировку можно перекроить по желанию заказчика. Пресс-секретарь запрещенной НБП (нацболы — завсегдатаи автозаков) Александр Аверин рассказал, что одиночная камера — это цельнометаллический отсек с несколькими дырами, защелкой снаружи и стулом внутри. Иногда «одиночек» в автозаках несколько.
Вместимость
Стандартный автозак вмещает до 20 человек, говорится на сайтах их производителей. Бывают крупнее — на заводе «Луказ» на базе «КамАЗов» выпускают автозаки на 38 мест. Но на практике туда может поместиться больше людей.
Внутреннее убранство
Интерьер автозака аскетичен. Внутри только места для сидения и металлическая обшивка. Правда, производители предлагают разные варианты декора: рифленая сталь на стенах может быть в полоску и точку. Типичные сиденья для заключенных — гладкие скамейки без болтов и выступов. В отсеках конвоиров предлагаются на выбор мягкие велюровые или тканевые сиденья или откидные жесткие мини-нары на цепях. Пол тоже усилен стальными пластинами, чтобы его нельзя было пропилить.
Убранство оживляют по желанию заказчика занавесками на решетках. Стекла в моделях, по словам производителей, сидят плотно. При этом, по словам корреспондента «Коммерсанта» Александра Черных, побывавшего в автозаке не единожды, край стекла можно отогнуть расческой. Павел Никулин, корреспондент «МН», видел, как слабые окна в «пазиках» выдавливали. Это позволяет пропустить воздух — автозак, по свидетельству активиста запрещенной НБП Александра Аверина, — всегда «душегубка» без намека на кондиционер и вентилятор. На крыше некоторых фургонов бывают люки, но никто из побывавших в автозаках не припомнит их открытыми. Поэтому по правилу автозака вперед лучше не лезть — последнему, у решетки, легче дышать. Летом железный автозак превращается в раскаленную жаровню.
Зимой, как рассказывает Александр Аверин, автозак обычно греется только от мотора — ни утепления, ни кондиционера в нем нет. Правда, на сайтах заводов предлагают утеплитель, например пенополистирол, и тосольную печку, но ее никто из опрошенных «МН» пользователей автозаков, не видел. Туалета в автозаке нет. «Он и не предназначен для удобства людей», — разводит руками Александр Аверин, а Павел Никулин добавляет, что в автозаках люди проводят по нескольку часов и рассчитывать им остается только на гуманность ОМОНа.
Производители автозаков предлагают мелкие функциональные особенности: съемные двери кузова, фиксатор двери в открытом положении, видеонаблюдение, навигационную систему GPS, с помощью которой определяется местонахождение машины.
Где купить?
На собственных сайтах производители предлагают приобрести автозак. В Набережных Челнах есть автопромышленная корпорация, занимающаяся производством спецтехники, — «Луказ». В отделе продаж говорят, что автозак базовой комплектации может купить любой желающий за 2 млн 800 тыс. руб. «Да ради бога, это же не военная техника», — говорят маркетологи завода. Покупатель должен подать заявку. МВД, по словам представителя чувашского завода КАФ Александра Сомова, покупает машины партиями через электронные аукционы. Он утверждает, что обычный гражданин может купить себе автозак, но вряд ли сможет зарегистрировать его в госавтоинспекции. «Автомобиль оформляют как средство специального назначения», — сказал он.
Необычные автозаки: «лимономобиль» и автозак Ходорковского и Лебедева
Эдуард Лимонов уже год доставляется в отделение в персональном мини-автозаке. «Я называю его «лимономобилем». Это бронированный легкий джип — внутри стул и металлическая обшивка. Если меня по ошибке сажают в общий автобус, потом полиция пересаживает меня в «лимономобиль». Почему так происходит, я не имею ни малейшего понятия».
Еще один известный броневик — спецавтомобиль, на котором перевозили бывшего главу ЮКОСа Михаила Ходорковского. Заводскую цену броневика называли 50 тыс. долл. В кузове расположены три камеры-одиночки и три места для конвойных, кабина отделена от салона бронестенкой с окном и бойницей.