Верховному суду РФ в ближайшее время предстоит рассмотреть несколько заявлений заключенных, которые жалуются на нечеловеческие условия перевозки в специальных железнодорожных вагонах и автозаках. Также подобные обращения зэков направлены в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбург. Между тем 13 октября российский Верховный суд отказал заключенному, требовавшему пересмотреть нормы перевозки арестованных.
13 октября Верховный суд (ВС) РФ рассмотрел жалобу заключенного, который сетовал на бесчеловечные, по его мнению, условия перевозки в тюремных вагонах при этапировании. В четверг ВС в жалобе зэка Евгения Ракова отказал, однако в ближайшее время, как стало известно «МН», суду предстоит рассмотреть еще несколько аналогичных дел, где заключенные жалуются не только на перевозки в железнодорожных вагонах, но и в автозаках. Несколько таких жалоб вскоре рассмотрит и Европейский суд по правам человека в Страсбурге. По мнению адвокатов, инструкции российских силовых ведомств о перевозках заключенных не соответствуют европейским стандартам: «Даже скот перевозят в лучших условиях», – утверждают они.
«Нас подвергают пыткам!»
ВС в четверг рассмотрел иск заключенного Евгения Ракова, который жаловался на условия при перевозке в специализированных железнодорожных вагонах. Находящийся сейчас в одном из приморских СИЗО Раков, ссылаясь на нарушение европейских норм и Конституции РФ, требовал отменить положение ведомственного акта Минюста и МВД, по которому в одной камере такого вагона площадью около 3 кв. м, одновременно находится от 12 до 16 человек. Истец отмечал, что заключенные «подвергаются пыткам и бесчеловечному обращению».
Представители Минюста и МВД доказывали в суде, что эти утверждения безосновательны. «В России пять модификаций спецвагонов для арестантов, с двумя видами камер, – рассказал суду представитель Минюста Павел Михайлов. – В большой, как купе обычного пассажирского вагона, шесть полок. В ней можно везти 12 человек – четверо на спальных местах и восемь на сидячих. В маленьком купе, с тремя полками, можно везти до пяти человек». Да, в отсеках нет окон, зато они есть на противоположной стене вагона, так что, считают в Минюсте, «спецконтингент» «не страдает от отсутствия света и свежего воздуха». При этом спецвагоны никогда «не заполняют под завязку», утверждал он: «Ответственный за вагон сотрудник ФСИН никогда не посадит к себе «лишних» заключенных. Кроме того, все заключенные обязательно сортируются. Осужденные с общим режимом никогда не попадут в камеру к заключенным со строгим. Мужчины и женщины также содержатся в разных отсеках». Один из представителей МВД признался, что заключенные уже и в ЕСПЧ жаловались, но на условия в автозаках, а к спецвагонам претензий не было.
«Подождите, скоро Раков туда обратится», – пошутила судья Валентина Емышева. И уточнила: «Заявитель пишет, что площадь большой камеры всего три метра, это так?» Те подтвердили, что так, но заявили, что ничего особенного в этом нет. «Закон устанавливает нормы площади только в СИЗО и колониях, а к специальным транспортным средствам подобных нормативов нет. Поэтому говорить о нарушении каких-то норм в данном случае не совсем корректно, – заметил Михайлов. – И нигде не написано, что осужденные при перевозке должны лежать. У нас и пассажиры в общем вагоне за свои деньги сидя ездят на большие расстояния, и это не считается пыткой».
Россиян перевозят по нормам 70-х годов
В итоге суд не нашел, в чем инструкция по перевозке заключенных противоречит другим действующим в России законодательным нормам, и оставил иск Ракова без удовлетворения. Но в ближайшее время ВС предстоит рассмотреть еще одну подобную жалобу. Как стало известно «МН», Константин Бабошин, Руслан Алиев и Владислав Газукин, отбывающие различные сроки в колониях, требуют признать незаконными отдельные положения инструкции по конвоированию, утвержденной Минюстом и МВД.
Всех их конвоировали из колонии в колонию в автозаках и спецвагонах. Автозак создан на базе грузового автомобиля ГАЗ-3307 с кузовом «фургон». Внутри три камеры. Две, площадью около 3 кв. м, рассчитаны на перевозку до десяти заключенных, еще одна, площадью около 0,4–0,5 кв. м (известная под названием «стакан»), является одноместной. На деле же в таких «стаканах» постоянно возят по два человека, а в целом в автозак могут запихнуть несколько десятков человек. Вот и обратившиеся в Верховный суд страны заключенные находились в камерах автозака и вагонзака в условиях, когда на человека вместе с вещами приходилось от 0,29 до 0,44 кв. м личного пространства. Ни о каком индивидуальном месте для сна, а уж тем более о чистом постельном белье речи не было.
Принятые давным-давно в рамках ООН минимальные стандартные правила обращения с заключенными устанавливают, что перевозка зэков «в условиях недостаточной вентиляции или освещения или же в любых других физически излишне тяжелых условиях» запрещена. Также каждый должен быть обеспечен спальным местом и чистым бельем. Конституционный суд России в одном из своих решений по подобной жалобе гражданина РФ в июле 2006 года признал эти принципы и нормы общепризнанными и для нашей страны. Международный пакт о гражданских и политических правах, участником которого является Россия, устанавливает: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию». Наконец, ст. 3 Европейской конвенции по правам человека говорит, что «никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию». Более того, есть конкретный прецедент. ЕСПЧ рассмотрел в 2005 году дело «Худоеров против России», а также дело «Гулиев против России» и признал, что камеры площадью 0,4, 0,5 и даже 0,8 кв. м непригодны для перевозки заключенного «независимо от времени нахождения автомобиля в пути».
Однако российские требования к условиям конвоирования заключенных в транспортных средствах, которые были сформулированы еще в 70-х годах прошлого века, у нас действуют до сих пор и не пересмотрены. В подобных условиях перевозят не только осужденных, но и подследственных и подсудимых. То есть граждан, не признанных виновными.
«Живые люди – не груз»
Юрист и правозащитник из фонда «Общественный вердикт» Эрнест Мезак, представитель зэков, обратившихся в Верховный суд РФ, поясняет, что доводы его подзащитных основаны на позиции ЕСПЧ. Кстати, один из его клиентов, истец Газукин, уже подал жалобу в Страсбург.
Ранее Мезак уже добивался прецедентных решений по этому поводу. В декабре 2007 года его самого помещали в «буханку» – милицейский "уазик". Мезак обратился в суд, и ВС Республики Коми счел, что милицейская «буханка» не соответствует европейским стандартам гуманного отношения к заключенным. Суд даже присудил компенсацию морального вреда в пользу Мезака – 1500 руб. «Я считаю, что живые люди в любом случае не могут рассматриваться в качестве груза», – заметил Мезак.
Кроме того, Эрнест Мезак подал в 2011 году в ЕСПЧ и жалобу в интересах россиянки Натальи Костроминой. Больную диабетом, при этом страдающую полнотой, перевозили из колонии Кинешмы в Сыктывкар. В общей сложности в дороге она провела более 20 дней, с остановками в СИЗО других городов. Все это время Костромину везли в одноместной камере автозака, «стакане» площадью 0,4–0,5 кв. м, вместе с еще одной женщиной. «Моя подзащитная стала жертвой постыдной пыточной практики, широко распространенной в пенитенциарных и полицейских учреждениях моей страны. Страдания усугубляли диабет и невиданная жара, стоявшая в европейской части России летом 2010 года. Такие бесчеловечные «фокусы» — обыденная практика на всей территории моей страны», – написал в Европейский суд юрист Мезак, приложив к заявлению фотографии "внутренностей" российских автозаков. «На каждую осужденную приходилось 0,245 кв. м площади, – не постеснялись признать в своем ответе сотрудники УФСИН по Ярославской области, через которую шло этапирование, – а необходимая минимальная площадь для одного стоящего пассажира, перевозимого транспортным средством, составляет 0,125 кв. м». То есть, по мнению сотрудников ведомства, на одном квадратном метре легко могут ехать десять человек.
Соревнования по «трамбовке»
О своем печальном опыте путешествий в автозаках корреспонденту «МН» рассказал и адвокат Михаил Трепашкин: «Зимой в металлических боксах автозаков можно пробыть несколько часов, люди промерзают насквозь. Даже когда автозак стоит, двигатель не включают, помещение не греют. Паек, положенный заключенным, конвой меняет в ларьках на водку. Кроме того, конвоиры развлекаются – устраивают между собой соревнования по «трамбовке»: кто больше запихнет в машину людей. Победители умудрялись забить в автозак до 45 человек. Делается это, конечно, с избиением, с ругательствами. Всех подряд – мужчин, женщин, рецидивистов и впервые задержанных, несовершеннолетних и взрослых, больных и здоровых… Я сам ездил в «стакане» с туберкулезным больным. Он кричит: «Куда вы меня, у меня открытая форма!» А они на меня его навалили. Так и ехали, четыре часа он висел у меня на плечах, кашлял, мучился. Другого туберкулезника потом выволокли из «стакана» без сознания, он там чуть не задохнулся. Кроме того, людей возят по 10–12 часов, а в туалет же не водят. Кто успел захватить пакет или бутылку – ходят туда… Потом все это валяется на полу, выливается. При мне был случай: в «стакан» к одной женщине запихивали вторую, а она просит – не надо, я после операции. Так они ее за это пристегнули наручниками к нижней решетке. Сначала она кое-как на карачках стояла, потом упала в эту зловонную жижу… так и ехали. Это настоящие пытки! Я публиковал фотографии автозаков и скотовозов – для сравнения. Животных возят в лучших условиях!»