В Москве появилась первая велосипедная дорожка, построенная прямо на оживленной автотрассе - на дублерах проспекта Вернадского между станциями метро "Университет" и "Проспект Вернадского". Автомобилисты нововведения не заметили: они по-прежнему ездят и паркуются на этом участке дороги. Чиновники обещают соорудить еще десятки подобных участков, а ГИБДД планирует научить водителей уважать велосипедистов.
Двухкилометровая зеленая велосипедная дорожка была сооружена на дублере проспекта Вернадского буквально за пару дней. Она отделена по бокам белыми полосами и прерывающимися линиями в местах пересечения с прилегающими дорогами. Прямо на дорожку нанесена разметка - знак «Велосипед».
Правда, проехать по ней велосипедисты не могут: вдоль проспекта стоят высотные здания - знаменитые "почтовые ящики". Работающие там люди ставят машины на велодорожках. По ним же часто едет и общий поток автомобилей.
Столичные велосипедисты новшество уже заметили. Теперь они обсуждают в интернет-сообществах, насколько дорожка будет удобной. В основном, к исполнению благородного начинания относятся скептически: краска через год сотрется, а автомобилистов не перевоспитаешь. Также владельцы великов считают, что дорожка слишком узкая и проехать по ней будет невозможно. Отдельные блогеры все равно довольны, несмотря даже на то, что дорожка изобилует водосточными люками.
Нормально ездить на велосипеде по проезжей части поможет только перевоспитание водителей с помощью больших штрафов, уверен Дмитрий Боголюбов, президент Российского клуба велопутешествий. Эксперт припомнил похожие места в городе: автомобили ездят и по велодорожке в Нескучном саду, а в Мытищах, где несколько лет назад открыли первую трассу для велосипедов в Подмосковье, жители ближайшего дома просто устроили на ней парковку. Проблема, по мнению Боголюбова, скорее в общей культуре: по дорогам для велосипедов в парках гуляют даже мамы с колясками. При этом тормозной путь велосипедиста, едущего со скоростью 30 км в час, составляет десять метров, подчеркнул Боголюбов.
Дорожку нарисовали всего несколько дней назад и водители просто еще не успели привыкнуть к новшеству, пояснили «МН» в столичном управлении ГИБДД. Пока инспекторы лишь проводят профилактическую работу, объясняют, почему на спецполосу заезжать нельзя. Позже водителей, которые все равно будут ездить и парковаться на этом участке дороги, начнут серьезно штрафовать. Часть 2 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях за движение по дорожке для велосипедов предусматривает штраф до двух тысяч рублей. В департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города «МН» пояснили, что автомобили, припаркованные на велодорожках, будут эвакуировать.
Нужно ориентироваться на европейские города: там велосипедистам разрешено передвигаться по выделенной полосе для общественного транспорта, объяснил «МН» Игорь Налимов, президент Велотранспортного союза. Чтобы отделить место для велосипедистов на проезжей части, есть и технические решения: металлические столбики, изолирующие велосипедную полосу, и возвышение самой полосы над основной дорогой, добавил эксперт.
Правила велодорожек
Понятие «велосипедная дорожка» в Правилах дорожного движения есть, но они не определяют, что это такое. Также в правилах упомянут знак 4.5 «Велосипедная дорожка». Если такой знак установлен, например, рядом с тротуаром, то по нему допускается движение велосипедов и пешеходов. Если знака нет, то по тротуару могут ходить только пешеходы.
Между тем московские власти планировали проложить 45 км велодорожек к 2016 году. Теперь эта цифра увеличена до 70 км. Дорожками охватят Бирюлево-Восточное, Жулебино, новый район на Люберецких полях, соединят Бирюлево-Восточное и Загорье, Вешняки и парк Кузьминки, Профсоюзную улицу и Битцевский парк. Этим трассам предписано обеспечить межрайонные связи, повысить транспортную мобильность, улучшить качество окружающей среды. Также в городе обустроят 17 тыс. парковочных мест для велосипедов.
Согласно программе развития системы транспорта, утвержденной 30 августа 2011 года, городским велосипедистам планируется обеспечить скорость движения около 15 км/ч. Документ акцентирует внимание на том, что инфраструктура должна предусматривать возможность деловых поездок на велосипеде. Программа предполагает и создание велосипедной карты города. По официальным данным, в городе сейчас около 3 млн велосипедов.
Обустройство велодорожек напоминает другой план московских чиновников – выделенные полосы для общественного транспорта. Их появление тоже не мешает бомбилам и маршруткам парковаться на пути автобусов. Штраф за парковку на такой полосе – 300 рублей.