Планируется, что к 2016 году проекты победителей будут реализованы в регионах на деньги государства и частных инвесторов. «Московские новости» выяснили у президента фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Софьи Троценко, чем плохи существующие детсады и каким требованиям должны отвечать проекты-победители.
Софья Троценко, президент фонда поддержки современного искусства «Винзавод»
— Самая острая проблема в дошкольном образовании связана сейчас с тем, что мест в детских садах не хватает. Начиная этот конкурс, вы ставили перед собой задачу создать большее их количество в России?
— Нет, такие задачи, возможно, ставит перед собой Министерство образования. Есть объективная реальность — ожидаемый рост количества детей в будущие годы, соотношение существующих и требуемых мест в детских садах. Эту задачу можно решать разными способами. Мы предлагаем один из них — строительство новых и оптимизация существующих садиков. Когда мы начинали конкурс «Новый облик детских садов», мы составили список лучших мировых решений по детским садам. Общая черта большинства понравившихся нам зарубежных проектов в том, что они решают разные задачи — и образовательные, и развивающие, и социальные — и дают детям разного возраста возможность общаться друг с другом. При поддержке Всемирного банка мы пригласили авторов этих проектов в Россию, и они приняли активное участие в практикуме для студентов.
Этот детский сад, построенный в столице Словении Любляне, спроектировал архитектор Юрэ Котник. Разноцветные полоски — не просто украшение. Во-первых, это жалюзи, во-вторых, игровой элемент: дети могут поворачивать их, изменяя облик строения и одновременно изучая названия цветов.
— Чем вас не устраивает нынешний облик и функционал детских садов?
— Нельзя сказать, что он чем-то принципиально плох. Я сама ходила в стандартный детский сад, и могу судить, что вреда развитию ребенка он не приносит. Но и хорошего в нем тоже мало. Я помню свои ощущения от детского садика: всегда чувствовала себя там очень некомфортно и закрыто. Среда не способствовала познанию окружающего мира — зал, спальня, устрашающее огромное помещение столовой, мимо которой я всегда боялась проходить. Мне кажется, все это не способствует ранней социализации ребенка, а ведь это важно для его развития.
— Можете привести примеры каких-то архитектурных и дизайнерских решений, которые способствовали бы успешному развитию ребенка?
— Есть хорошие примеры европейских детских садов. Архитекторы из Норвегии создали проект с развивающей средой — учреждение уже давно и успешно функционирует. Дизайнерские решения здесь способствуют развитию физических навыков ребенка: пространство вокруг легко трансформируется, причем не только взрослыми, но и детьми. А по проекту архитектора Юрэ Котника в Словении построен детский сад, где дети сами участвуют в создании его внешнего облика, одновременного изучая формы и цвета.
Детский сад в австрийском городе Нейфельд дер Лейта, спроектированный компанией Solid Architecture
— По каким критериям вы будете отбирать проекты? Кто входит в жюри?
— В жюри конкурса входят детские психологи, педагоги, представители научно-исследовательских институтов, архитекторы, дизайнеры, представители Министерства образования и науки РФ, Минрегионразвития и Минэкономразвития. Организационный комитет возглавляет заместитель председателя правительства РФ Ольга Юрьевна Голодец. Критерии в общих словах такие: инновационность — мы хотим получить визуально новые решения, соответствующие современным психолого-педагогическим тенденциям. Второй критерий — стоимость проекта не должна превышать норматива (сейчас это примерно 1 млн рублей на одного ребенка при строительстве детского сада). Функционал отдан на откуп дизайнерам и архитекторам: это могут быть детские сады с бассейнами и залами для спортивных занятий — все, что угодно, но важно помнить о стоимости строительства. Мы делаем этот проект не в стол, хотим, чтобы у молодых дизайнеров и архитекторов, которые участвуют в нем, была реальная возможность реализовать свои идеи. И если стоимость строительства будет гораздо выше, чем существующий норматив, то шансов на воплощение такого проекта будет меньше, каким бы замечательным он ни был, регионы ведь ограничены в своих бюджетах. Также мы приветствуем использование новых технологий и материалов, новых разработок в строительстве.
—Сколько проектов планируете отобрать по итогам конкурса?
— По каждой из двух номинаций будет три первых места. Всего же мы планируем, что по каждой номинации будет отобрано не больше 10 проектов.
— Победители получат какую-то денежную премию?
— Только в том случае, если до окончания конкурса мы найдем партнеров, которые могли бы выделить деньги на такую премию. Основной приз — возможность реализации проектов.
Детский сад в Лейпциге автор проекта Сюзанна Хофман). Окна этого садика спроектированы так, чтобы ребятам не нужно было тянуть голову, чтобы выглянуть на улицу
— Что будет с проектами финалистов после того, как конкурс завершится?
— По итогам конкурса будет выпущен буклет с работами победителей, сами проекты также будут представлены на сайте Министерства образования. У Министерства экономики есть программа по поддержке малого и среднего бизнеса, а у предпринимателей — желание делать в регионах частные садики. Реализация проекта с нуля стоит очень больших денег, и предприниматели обращаются за государственными субсидиями. Планируется, что работы, отобранные жюри, будут рекомендованы для реализации предпринимателям, которые обращаются за субсидией на открытие частного детского сада. Кроме того, наши проекты могут использоваться при строительстве как типовые. Третья возможность — сотрудничество с крупными строительными компаниями, строящими жилые комплексы, в которых предусмотрены учреждения социальной сферы, образования и культуры. Пока у нас есть около 50 проектов, но к осени надеемся получить гораздо больше.
Игорь Реморенко, заместитель министра образования и науки РФ
— Проблему с нехваткой мест в детских садах за счет одной лишь оптимизации существующих помещений не решить. Приходится ремонтировать какие-то площади, строить новые, создавать все больше новых мест.
С учетом увеличивающейся рождаемости нам к 2016 году необходимо создать дополнительно более 1,3 млн мест в дошкольных учебных учреждениях. Регионы разработали планы, как своими силами создать порядка 700 тыс. мест, почти столько же будет создано за счет государства. Есть федеральная программа на 270 млрд — субсидии регионам на дополнительные места. Первые 50 млрд, которые будут выделены в нынешнем году, — как раз часть этой программы.