20265
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22653
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
11986
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3786
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8008
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6665
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4013
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2956
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
11902
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9445
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7422
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7875
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5256
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4027
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3125
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3055
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3994
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2845
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2863
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4353
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3796
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2673
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2297
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4333
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4319
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2843
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2905
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3331
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3107
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2950
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3153
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5549
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4045
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3684
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3112
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube

«Наш социальный контекст – средний класс Москвы»

Директор Центра образования «Царицыно» - об эффективной школе, среднем классе и авторитете Стива Джобса

Центр образования «Царицыно» - единственная школа в первом десятке столичного рейтинга, без конкурса набирающая учеников из своего микрорайона. Директор центра Ефим Рачевский рассказал «Московским новостям», почему представители среднего класса отдают детей в его школу.

- Вы Народный учитель России. Что это значит?

- Народный учитель России – это звание, которое присваивает президент Российской Федерации. Есть еще «Отличник народного просвещения». Есть заслуженный, есть народный, - как у артистов.

- Но это с формальной точки зрения.

-Если неформально, то это, по всей видимости, учитель, который имеет народное признание. Имею ли я народное признание? Думаю, что имею. По крайней мере, в данном районе Москвы меня все знают. Как в деревне. Я не всегда захожу в местный гастроном, потому что зайдешь, допустим, купить хлеба и кусок колбасы, на что нужно минут пять, а уходит порой минут сорок. Подходят и спрашивают: «Как там мой? Нельзя ли сделать вот это или вот это?». Я полагаю, что это и есть народность.

В рейтинге московских школ в 2013 году лицей №1535 вновь занял первое место

- В вашей деятельности что является мотиватором?


- Чтобы скучно не было. Всё.

- И в Общественной палате вы сидите, чтобы скучно не было?

- В Общественной палате мне интересно.

- То есть, если не интересно, вы не будете этого делать?


- Если бы не было интересно, я бы не пошел. В той же Общественной палате, когда вижу, что какие-то вопросы имеют даже легкий налет фальши или пиара, я просто пропускаю и не занимаюсь этим.

- В первой десятке рейтинга лучших школ Москвы ваша школа – едва ли не единственная, которая опирается на детей, живущих в окрестных районах. К тому же только вы и 57-я школа набираете детей с первого класса.

- Да, мы принимаем с первого класса. Но, я хочу сказать, что 57-я – она занимает достаточно жесткую позицию в этом отношении, потому что это по-настоящему элитная, умная школа. Правильно делает Сережа Менделевич, что отбирает детей, иначе им не вытянуть. Тем более, если учесть, что она расположена на территории, где почти нет жилья.

Мы находимся в других географических и социальных условиях. Правда, ситуация меняется. Микрорайон, который закреплен за нами, дает примерно 20-25% нашего школьного населения. Раньше было 100%. У нас была ситуация в конце 80-х – начале 90-х, когда было 12-13 первых классов. Объяснялось все очень просто, территория заселялась молодежью, которая очень активно рожала. Теперь они все постарели, и большинство детей приезжают из других мест.

- Но все равно 77% учеников из прилегающих районов.

- Но эти прилегающие районы довольно далеко. Минут 35-40 езды, с учетом пробок. Надо учесть еще такой фактор, что наша близость к Московской кольцевой дороге сегодня стала конкурентным преимуществом, так как средний класс большей частью перебрался за МКАД: Каширка, Варшавка и так далее. Там учить детей негде, они привозят их к нам. Это – замотивированные семьи. Это адекватный средний класс. У нас сегодня практически из 2000 семей, я смело могу сказать, нет ни одной пьющей семьи. Потому что надо преодолеть барьеры. Перед пьющей семьей будет дилемма: то ли возить ребенка в течение сорока минут, то ли чем-то своим заняться.

Поэтому, невзирая на нашу окраинность, я бы квалифицировал так социальный контекст нашей школы – это средний класс Москвы.

Директор Центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский


- Средний класс – это вообще что такое?

- Сложно определить. Классическое определение среднего класса сделали когда-то в семидесятые годы, помните, были «белые воротнички», «синие воротнички». А сейчас происходит сильное смещение. Совсем недавно социологи говорили о том, что в европейских странах, производство сменяется вовсю услугами, в том числе виртуальными. В Германии, наоборот, начинается вторая промышленная революция. «Воротнички», которые работают у станков, они то «синие», то «белые», и, как правило, с хорошим образованием.

Я бы дал такое определение среднему классу. Во-первых, это люди, которым хватает заработанных денег на еду и на жилье, на отдых и на оздоровление свое и своих детей. Люди, которые проводят отпуск всей семьей вместе с ребенком. А также те, чья домашняя библиотека не ограничивается только книжками, скачанными из Интернета, но и «живые» книжки тоже есть. Еще что важно, они обладают адекватной информационной культурой сегодня. И те, для кого их ребенок дороже, чем всё вместе взятое вокруг. Они живут по очень хорошему принципу, стихийно выработанному ими самими: если я сделаю хорошо другому ребенку, то будет хорошо и моему ребенку.

У нас сейчас проходит акция по сбору пожертвований для нескольких детских домов, вся школа включается. Одежда, обувь, игрушки. Стартовали мы, когда была первая чеченская война. Мы привезли сюда ребятишек из лагерей беженцев, чеченских детишек в Москву привезли.

Был другой случай два года назад. У одной из наших учениц была достаточно сложная форма рака крови, лейкемии. Семья очень небогатая. Нужны были деньги на очень дорогое лекарство, так мы с помощью сайта, каких-то простых бумажных объявлений за три месяца собрали больше миллиона рублей. Концерты давали дети вместе со взрослыми. Это вот средний класс, им не всё равно.

 


- Эффективная школа должна была социально однородной?


- Не обязательно, не обязательно. Мне сразу хочется вас спросить, а что вы вкладываете в понятие «эффективная школа»?

- А что вы вкладываете?

- Правильно ответили. Я очень тупо скажу: « Эффективная школа – это школа, в которой затраченные ресурсы дают какой-то результат». То же самое можно сказать про эффективную свиноферму, эффективное правительство и так далее.

Однородность искусственно создать можно. Для примера, возьмем какую-нибудь дорогую частную школу Москвы. Там однородность определяется стоимостью года обучения, это - 10-12 тысяч долларов. А в сегодняшнем мире, когда сильны миграционные потоки... В нашей школе все больше людей, которые переехали жить в Москву из других городов. Омск, Томск, Новосибирск, Киров. Естественно, школа не может быть всегда социально однородной.

Однородность иная должна быть, на мой взгляд. Однородность по этическим принципам, которые рождаются традициями, правилами и в итоге, школьным укладом. Тогда, в этой социальной неоднородности, возникает некое корпоративное единство, которое позволяет детям шагнуть на следующую ступеньку социальной лестницы. Допустим, раз в 5 лет мы проверяем образовательный уровень родителей. Когда-то такой критерий, как наличие и отсутствие высшего образования был «живым», теперь он смысла не имеет. Поэтому мы обращаем внимание на другие вещи, которые сложнее измеряются, но определяют социальную успешность семьи. Годовой доход возьмем, причем, годовой доход, выраженный не деньгами, а тем, как живут? Нормальные ли жилищные условия? Где и как отдыхают? На чем ездят и ездят ли вообще? Какая домашняя библиотека? Сколько раз с ребенком посещают театр, картинную галерею или футбольное поле? Вот такие измерители, которые свидетельствуют о социальной принадлежности. То, что я назвал, для люмпенизированной части населения не актуально.

У нас учатся дети мигрантов? Учатся. У нас есть дети дворников? Есть. Дети академиков? Есть. У нас мало представителей так называемой бизнес-элиты. Их дети учатся в других местах, либо в Лондоне, либо еще где-то. Я бы так сказал, у нас учатся дети трудящихся.

Директор Центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский


- А дети интеллигенции у вас есть?

- Я вам про них только что рассказал.

- То есть это средний класс – это и есть сегодняшняя интеллигенция?

- Понятие интеллигенции очень размытое. Если взять этимологию слова интеллигенция, то это люди, занимающиеся интеллектуальной деятельностью. А поскольку во всех видах деятельности сегодня произошло очень сильное смещение... Вот у нас был дворник по фамилии Брежнев. Сейчас его уже у нас нет. Он был алкоголиком и в свободное время читал Ницше. Знаете, есть такой журнал «Молоток», там был большой его портрет. Брежнев – с бородой, большими синими глазами, лет 60 ему там, а в руках у него Ницше «По ту сторону добра и зла». Он интеллигент? В трудовой написано – дворник. У нас привычка советская еще осталась: «Что у тебя написано в трудовой?».

- Кажется, сегодня у родителей появилось желание отдать своего ребенка в хорошую государственную школу.


- Совершенно верно. И не потому что частные школы плохие. Они понимают социальный контекст: кто с тобой рядышком? Если раньше решающим фактором для многих было, а учатся ли дети вот этого или вот того, я не буду называть имена, теперь их в меньшей степени это волнует.

- А кто делает выбор специализации в 9-м классе, дети или родители?


- Дети.

- Сами?


- Конечно, они советуются. Мы к этому их готовим. Но, как готовим? У нас есть то, о чем я очень сильно прошу наших больших начальников. Я имею в виду выделение денег на дополнительное образование – кружки. К сожалению, был принят 131-й Федеральный закон, в соответствии с которым это стало заботой муниципальной власти. Повезло Москве и Питеру, где в одном лице и регион, и муниципалитет, а во всех остальных регионах – это райцентр. Понятно, денег нет. Это первая посылка. Вторая посылка – надо создать условия для проб. «Учись хорошо, иначе пойдешь в дворники, а будешь хорошо учиться, станешь прокурором» - вот эта формула сейчас не работает.

Пробы нужны, начиная с подросткового возраста, когда ребенок идет в пятый класс. У нас, допустим, государство финансирует 800 часов дополнительного образования в неделю. Как они распределяются? Примерно, 100 часов на начальную школу, 100 часов - на старшую школу и 600 - на подростковую. Именно подросткам свойственно месяца два заниматься конструированием, потом резко переметнуться к фотоделу, либо к футболу или еще чему-то. Таким образом, создавая ему условия для пробы в 5-6-7-м классах, мы помогаем ему сориентироваться, и он начинает уже самостоятельно искать.

В 8-м классе у нас работает система элективных курсов. Помимо основной образовательной программы ты вправе выбрать себе электив, связанный с историей, культурой, с физикой и так далее. Надоест, можешь поменять. В 9-м классе начинается предпрофильное обучение. Там уже берется не только электив, но и спецкурс, который ты уже обязан пройти. Если ты взял в начале полугодия, то до конца полугодия, будь добр, освой. В 10-м классе, пожалуйста, можешь делать выбор, в какую группу пойдешь. То ли в химико-биологическую группу, то ли в группу, где много занимаются физикой. То ли в группу, где занимаются естествознанием, или правом. Можно пойти в группу, где профилирующими являются иностранные языки и филология. Таким образом, с 10 до 17-18 лет методом проб ты можешь определиться со своим выбором. Плюс система профессиональной ориентации.

У нас также есть программа «Город, как школа». На нашем школьном автобусе мы возим ребят на экскурсии на заводы, фабрики, в банки, даже однажды в родильном доме побывали. Им это интересно, так постепенно формируется основа для выбора. При этом мы точно знаем, что это не окончательный выбор.

 


- У сегодняшних выпускников есть в жизни точка опоры?


- Когда я начал заниматься этой работой, я это словосочетание, «точка опоры», не употреблял. Я все делал стихийно, я был неучем в плане администрирования, директорства, даже педагогики. Сегодня для ребят это важный вопрос. Я предполагаю, что для них – это целеустремленность. Стремление к социальной успешности, к владению профессией.

Я записал интересную серию монологов детишек старшей группы детского сада на тему «Кем ты хочешь стать?». Девочки говорят об удачном замужестве, а мальчики о желании социально состояться. Поэтому для них точка опоры - это образ своего будущего ближайшего, который они себе создают. Совершенно точно это - их семья. И третье, на мой взгляд, это их сверстники. Мы до конца еще не оценили такой важнейший фактор влияния, как социальная сеть и открытость, емкость и ментальность информации, которой она располагает.

Ещё дети адски не переваривают ложь во всех ее проявлениях. Вообще, школа не должна быть территорией лжи - к сожалению, это часто практикуется. Мы стараемся, чтобы такого не было.

Директор Центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский


- Кто сейчас для ребят является авторитетом?

- В первую очередь, для них авторитет – это они сами и их сверстники. Они очень сильно хотят видеть некую референтную фигуру в нашем политическом истеблишменте, видеть людей, соответствующих их идеалу. Недавно у нас была микроконференция памяти Стива Джобса. Вот, пожалуйста, однозначно авторитет.

- Но ведь методы, которыми действовал Джобса в жизни, зачастую были...


- А кто сказал, что методы подобных лидеров должны быть, как в сказке про доброго мальчика.

- То есть критерий успеха – деньги?

- Есть один мощный реформатор английской системы образования Майкл Барбер, его недавно королева посвятила в рыцари. Он до недавнего времени в правительстве лейбористов курировал образование, здравоохранение, полицию. Ему принадлежит фраза, что по тому, как десятилетний ребенок читает, я могу судить, каким будет его годовой доход в 35 лет. А кто сказал, что деньги это плохо? Если это честно заработанные деньги?

 

- Так ведь если о профессии судить только деньгами, то никто не пойдет в учителя.


- Есть разные точки зрения, согласно одной из них, в учителя идут неудачники. Я после армии, говорил уже, пришел, а мое место в аспирантуре было занято. Я занимался структуральной лингвистикой. Куда идти?

Но не всегда так бывает. У многих это потребность, это стоит попробовать разочек. У меня жена сейчас педагогом стала. Она была драматической актрисой, достаточно известной, но она ушла из театра. Последние шесть лет работает педагогом. Зарплата – 11 тысяч рублей. иногда 15 тысяч получается, но оторвать ее от этого невозможно, даже я стал объектом эксплуатации. Вот у меня такой интересный феномен сейчас. Пришел парень, выпускник физтеха, говорит: «Хочу быть учителем!». Я ему: «А жить, на что будешь?». Зарплата маленькая. Но оказалось, что он два года назад организовал свой бизнес, занялся коммерческой деятельностью специально для того, чтобы были деньги, чтобы быть учителем.

- Это фанатизм?


- Нет, почему фанатизм? Потребность. Он рассказал, что еще студентом 5-го курса недельки две кого-то подменял. Такие люди не говорят о призвании. Они говорят: понравилось.



ЕФИМ РАЧЕВСКИЙ

Родился 6 января 1949 года в городе Сороки Молдавской ССР. В 1966 г. окончил общеобразовательную школу им. А.С. Пушкина. С 1966 по 1971 год - историко-филологический факультет Казанского государственного университета. С 1971 по 1973 годы - служба в Советской Армии. С 1973 по 1980 - учитель истории в школе № 30 (г. Казань). С 1980 по 1984 год - учитель истории школы № 548 г. Москвы, с 1984 г. по настоящее время - директор этой школы, которая в 1996 году приобрела статус "Центр образования "Царицыно". Член Российского Общественного совета развития образования, Союза журналистов города Москвы, ряда редакционных советов различных изданий, связанных с образованием, член Межведомственной рабочей группы по национальному проекту «Образование», автор ряда публикаций, связанных с проблемами общего образования, образовательной политики. Народный учитель РФ, лауреат Премии Президента РФ в области образования за 2004 год, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Член Общественной палаты РФ (утвержден Указом Президента РФ), член Комиссии Общественной палаты по образованию и науке.