23 августа Владимир Путин своим указом утвердил новый перечень из 11 показателей для оценки эффективности деятельности губернаторов и региональных органов исполнительной власти. Под девятым номером стоит следующий показатель: «Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших ЕГЭ, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений». Это означает, что каждый губернатор, не желающий показаться федеральной власти аутсайдером, должен будет заботиться о том, чтобы эта доля все время уменьшалась, то есть показатели сдачи ЕГЭ в школах должны становиться все лучше и лучше.
Аналогичные заботы будут и у мэров. Как уже писали «МН», готовится указ президента с перечнем показателей эффективности работы местных властей. В проекте указа имеется следующий показатель оценки: «Доля лиц, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, участвовавших в ЕГЭ по данным предметам». Мэрам придется демонстрировать, что эта доля все время растет.
Собравшиеся на минувшей неделе на свое первое заседание члены общественного совета попытались объяснить главе Минобрнауки Дмитрию Ливанову и министру по вопросам «Открытого правительства» Михаилу Абызову, что данный показатель оценки работы губернаторов и мэров крайне вреден для системы образования.
Директор московского центра образования 109 Евгений Ямбург заявил, что необходимо отменить показатель оценки губернаторов по успешности сдачи ЕГЭ школьниками. «Это провоцирует жесткое давление сверху. Отсюда выстраивается вертикаль. Я не хочу сказать, что она фальсифицирующая, но мы заинтересованы в преувеличении показателей, поскольку губерния, управления образования и директора школ хотят выглядеть хорошо. Это порождает в регионе чудовищную картину, когда управление образования заключает с директорами школ договор, где они обязуются, что дети сдадут ЕГЭ не ниже такого-то процента. Директора также идут по этому пути, заключая соглашения с родителями», — заявил член совета. По его словам, отмена этого показателя даст «более честную картину сдачи ЕГЭ в стране». Евгений Ямбург предложил оценивать работу губернаторов не по сдаче ЕГЭ, а по «созданию нормальных условий для развития образования».
Михаил Абызов заверил, что в ходе обсуждения перечня новых показателей для оценки губернаторов в правительстве все издержки данного показателя также обсуждались. В том числе высказывались опасения, что введение подобных элементов палочной системы не приведет к реальному повышению качества образования. «По этому вопросу было много дискуссии. Но правительство считает, что этот показатель является наиболее объективным. Он, несмотря на издержки, все-таки показывает качество школьного образования в регионе», — заявил министр. При этом он успокоил членов совета: правительство может вернуться к обсуждению данного показателя оценки губернаторов. Но, во-первых, выводы можно будет делать лишь по результатам следующего года, во-вторых, надо сначала пойти по пути усовершенствования этого показателя: Минобразования должно разработать статистическую базу для оценки этого показателя, а также разбирать все «случаи палочного злоупотребления». А в-третьих, члены совета должны взамен предложить другой комплексный показатель оценки работы губернатора по повышению качества образования.
Один из членов совета, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов предложил новый показатель: «Сам губернатор не учит ничему школьников. Поэтому можно ввести показатель готовности школ к 1 сентября. Вот в этом заключается работа губернатора!» Он обратил внимание Михаила Абызова и членов совета и на то, что оценивать губернатора по результатам сдачи ЕГЭ вредно не только с точки зрения возможных приписок, но и потому, что этот показатель увеличивает и без того огромный вал отчетности для учителей и директоров школ. Глава совета академик РАН Жорес Алферов возразил: «Конечно, хорошо в качестве показателя оценки губернаторов ввести готовность школы, но все же хорошо, когда губернатор волнуется по поводу ЕГЭ и качества образования».
Продолжить дебаты о ЕГЭ и о том, подходят ли его результаты в качестве показателя для оценки работы губернаторов, было решено на отдельном заседании совета.