Происходящие изменения вполне радикальны и, безусловно, положительны. Но смогут ли они выйти за узкие рамки коммунального благоустройства?
Трансформация городских территорий наподобие Парка Горького, Парка искусств Музеон и других реализована относительно простыми и мобильными средствами «временной архитектуры» и ландшафтного дизайна без серьезных архитектурных или структурных вмешательств в существующие публичные и индустриальные пространства. Возможности временной архитектуры в контексте происходящих изменений кажутся безграничными, так дизайн-студия Estrorama впервые создала в центре Москвы однодневный парк. Но насколько временная архитектура эффективна для решения постоянных проблем и не превратится ли в «потемкинские деревни» 2.0.?
Временная архитектура вызывает двойственное впечатление. С одной стороны, она восхищает скоростью преобразований и социальных рефлексий. С другой, угрожает атрофией системного проектирования среды, которая носит уже не инженерный, а концептуальный характер. На время немонументальные решения снимают необходимость осмысления и формирования парадигмы современного города. Временная архитектура воспитывает потребителей городской среды, которые не задумываются об архитектурных и экологических проблемах города и рассматривают его как одну большую игровую площадку.
Сформированное временной архитектурой публичное пространство расфокусировано, становится площадкой для сезонных декораций, которые в случае демонтажа полностью исчезнут, в отличие от тех пространств, на которые они установлены. Единство со средой создает бытовой комфорт, значение которого до сих пор игнорируется, но и этот процесс не конвергентен. Монументальная среда так и остается недружелюбной и закрытой для общества, которое отторгнуто и выкинуто в сферу временного.
Мобильное преобразование современных публичных пространств неизбежно ставит стратегическую задачу создания постоянных художественных и идеологических форм. Ведь и советский монументальный большой стиль вырос именно из временной революционной скульптуры и архитектуры, правда, как ее антипод. Эта же задача возникает вновь, когда смыслы индустриального общества уже подверглись окончательной деформации и слому, но новые не оформлены. Временная архитектура создает условия для формальной социальной конвенции, но не для системного консенсуса.
Впрочем, временной архитектуры катастрофически мало даже для Москвы, а в регионах она продолжает восприниматься чуть ли не как вызов власти. Временная архитектура привлекательна и востребована обществом, потому что монументальная – закрыта и недоступна. И в этом заключается главная, постоянная проблема нашего городского и социального пространства.