Но что же делают студенты во время лекций и семинаров, помимо того, что на них положено делать? Понятно, общаются, сидят в социальных сетях, разглядывают картинки, фотографируют друг друга — в общем, спасаются от скуки. Многие, ужасаясь поведению детей, называют это синдромом «рассеянного внимания». Однако так ли это?
Например, в США с «синдромом рассеянного внимания» столкнулись несколько лет назад. И острые дебаты по этому вопросу обернулись тем, что проблема была осмеяна в мультсериале «Южный парк». В серии «Тимми 2000» у умственно отсталого ребенка, который только и может, что выкрикивать свое имя «Тимми», но который учится вместе с обыкновенными детьми, обнаруживают «синдром рассеянного внимания», потому что он, мол, не воспринимает информацию. Мальчика тестируют, читая ему вслух «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. После прочтения книги ребенку задают несколько вопросов, уточняя даже не сюжет как таковой, а какие-то мельчайшие детали, и Тимми, конечно, лишь выкрикивает свое имя.
Поняв, что у Тимми «синдром рассеянного внимания», взрослые примерно то же проделывают и с остальными учениками младших классов. Правда, теперь детям читают «Прощай, оружие!» Эрнеста Хемингуэя. Как это ни странно, мальчики, уснув во время сеанса чтения, длящегося несколько часов, не могут ответить на уточняющие вопросы по тексту. Тогда в рассеянном внимании обвиняют всех детей.
Однако самое главное, о чем следует сказать в контексте «Южного парка», так это то, что во время чтения этих книг засыпают и сами взрослые. А это очень важно.
Давайте теперь представим, что перед нами не дети младших классов, а студенты, и мы читаем им не Хемингуэя, а, скажем, Канта, но при этом не танцуем и не рассказываем анекдотов. Ну, или не читаем, а объясняем его философию. Каков же будет эффект от этого чтения? Не думаю, что к концу лекции бодрствовать будут все.
Более того, лично я не убежден, что мы, сегодняшние преподаватели, в течение полутора часов будем терпеливо сидеть, слушая лекции на какую-нибудь тему нам не интересную даже в рамках нашей специальности. Будь у нас телефон или планшет, неужели мы не отвлеклись бы на пару минут, чтобы проверить почту или написать sms товарищу? И даже если под рукой нет ни первого, ни второго, из сложившейся ситуации можно выйти легко. Например, на конференциях я часто вижу, как многие «слушатели» что-то рисуют, читают книгу или буклет, тихо дремлют, пока их коллега зачитывает часовой доклад. Однако, придя в лекционный зал, мы ждем, что студенты будут внимать нам, словно своим музыкальным кумирам.
Часто бывает так, что прежде чем заняться какой-то важной деятельностью, например, написать текст, многие из взрослых людей осуществляют своего рода ритуал. Мы сначала проверяем страничку на фейсбуке, затем блог, если этот анахронизм еще у кого-то сохранился, разумеется, обновляем страницу с почтой (вдруг пришло что-то очень срочное и суперважное!), пробегаем глазами ленту твиттера, и вроде бы настало время заняться делом, но ведь фейсбук так давно не обновлялся. И даже приступив к работе, мы постоянно стремимся проверить, нет ли где-нибудь чего-то новенького.
Внимание современного человека устроено так, что должно постоянно переключаться. Если у кого-то сохранился телевизор, то и на него распространяется этот принцип прерывного восприятия информации. Ты постоянно нажимаешь на кнопки пульта в надежде найти что-то интересное на 120 каналах, чтобы посмотреть это несколько минут и срочно переключить, испугавшись, что где-то может быть что-то более интересное.
Постоянный страх, что пропустишь что-то очень важное, а также невозможность сконцентрироваться на единой линии деятельности, стремление «отвлечься», «ненадолго переключиться» — так можно описать наши отношения с потоком информации. А если эта информация интереснее, чем та, что преподносится тебе в аудитории, о чем вообще говорить?
Перед нами не «синдром рассеянного внимание», а структура современного сознания. С этим нельзя бороться. Это можно лишь учитывать. Причем относится это не только к детям. Так что если мы обвиняем молодых людей в рассеянном внимании, наверное, стоит задуматься над тем, не обладаем ли мы тем же самым пороком. Хотя бы задуматься. Это будет справедливо.