Бал правят, как в любой индустрии, финансы. Чтобы мало-мальски конкурировать с кино истинно голливудским, нужно снимать качественно, а это стоит денег. При этом даже вложенное чаще всего не возвращается. Для того чтобы вернуть себе миллион, нужно получить кассовые сборы порядка 7 миллионов.
Основная расходная часть в российском кинопроизводстве — это гонорары творческой группы, в первую очередь — звезд первой величины, занятых в главных ролях. На всем остальном приходится экономить. В том числе на оплате труда режиссеров, актеров второго плана, гримеров, монтажеров etc. Подчас даже элементарные бытовые нужды съемочной группы бывает трудно удовлетворить. Мы не всегда можем гарантировать актеру обед или даже чашку чая в течение съемочного дня. Ведь с точки зрения российских налоговых органов каждый обедающий или пьющий чай получает доход, с которого должен заплатить государству налог! В американской системе подтвержденные затраты просто списываются с налогооблагаемой базы дохода. У нас же, увы, все жутко забюрократизировано.
Или, допустим, мы взяли заем на производство кино — миллион долларов. Прошло три месяца: курс доллара упал, рубль соответственно отжался. И налоговая нам пишет: заплатите, пожалуйста, с разницы курсов налог на прибыль. А то, что у нас инвестиционный проект, что мы все в него вложили и сейчас денег нет, а когда они отобьются непонятно, никого не волнует.
С точки зрения технической базы, Россия сейчас более-менее интегрирована в общее производство. У нас есть студии, оборудованные на современном уровне. В кинотелевизионном комплексе Главкино имеются самые большие в Европе павильоны, в которых можно снимать хоть драмы, хоть модные нынче фэнтези.
Однако многие съемочные группы предпочитают уезжать на съемки в Новую Зеландию или Чехию. Камеры используются те же, грим делается аналогичным образом, зато в этих странах существуют экономические льготы. Там эти льготы принимаются вполне сознательно — для создания рабочих мест, для привлечения зарубежного капитала в производство кино на своей территории. У нас же, хотя Москва и сформировалась как отечественный Голливуд: здесь работают кинокомпании, живут продюсеры, актеры и т.д., когда речь заходит о реальных съемках, все тут же перемещаются на более выгодные в коммерческом отношении территории. Даже Питер по затратности приближается к Москве.
Еще одна болезненная точка — дефицит кадров для кинопроизводства. Конечно, можно привезти из-за рубежа тех специалистов, которых не хватает в России, например, для 3D-съемок. Но тут нужно преодолевать все препоны для получения ими рабочей визы — как если бы мы оформляли группу гастарбайтеров для строительства офисного центра.
Кроме того, есть и такие специальности, которые профессионалами из других стран восполнить практически невозможно. Я говрою о сценаристах. Привлекать иностранцев можно как специалистов, которые понимают структуру сценария, могут поработать с готовым сценарием и довести его до кондиции. Но все же контент создается на русском языке, и есть какие-то конкретные вещи, которые связаны с нашим образом жизни, мировоззрением, культурным бэкграундом. Ни один иностранец не сможет написать сценарий, который будет полностью соответствовать тем реалиям, в которых мы живем. Конечно, у нас есть штучные сценаристы, воспитанные в лучших традициях классической сценарной школы. Фильмы, для которых они пишут сценарии, получают фестивальные награды международного уровня, у них есть свой зритель. Но современному российскому кинопроизводству необходим целый сценарный цех, как база для индустрии.
Менять нынешнюю образовательную систему я необходимости не вижу, но стоит обратить внимание на альтернативные площадки, которые позволяют внедрять современные зарубежные методики, с трудом проникающие в программы традиционных институтов. По этому пути идет, в частности, Российская ассоциация продюсеров кино и телевидения, открывая сейчас школу сценаристов. Есть надежда, что ее выпускники будут больше ориентированы на реальное производство, чем на некую самореализацию в рамках учебного заведения.
Впрочем, вопросы творчества, к сожалению, не самые болезненные. Кинопроизводство — это также сложные организационные, экономические и юридические процессы. И для того чтобы произошли глобальные изменения в кинопроизводстве, нужна целенаправленная политика, включающая в себя целый комплекс мер — от принятия законов до создания в стране благоприятного инвестиционного климата.