Диалог в трамвае: «Будьте добры, откройте переднюю дверь, я осторожненько выйду». — «Выход только на остановке». — «Но остановка в двух шагах, а я очень опаздываю, никто меня не собьет, все равно все стоят наглухо». — «Ага, щас! За вами остальные повалят» — «Слушайте, ну не вредничайте, откройте дверь. У меня самолет, правда, хотите билет покажу?» — «Я отвечаю за вашу безопасность. Можете на меня жаловаться».
Понятно, что водитель злится ровно так же, как я. Черт угораздил меня вскочить в этот трамвай — будто не знал, что на идиотском перекрестке возле метро можно сто метров ехать 15 минут: близок локоть, а не укусишь. Потому что неустановленные враги рода человеческого так настроили светофоры. Потому что гастарбайтеры, отчаянно джигитующие на зловонных автобусиках Yutong, и белый свет-то в упор не видят, а уж трамвай подавно.
И вот все мы жадно глядим, как на зеленый проезжают две машины, трамвай подвигается на метр, и сразу красный. А тут еще какой-то кретин решил перестроиться в правый ряд — известно ведь, что быстрее всего движется на дороге соседняя полоса. Еще, не приведи господи, кто стукнется
Пробка — колоссальный генератор раздражения и злобы. Через час стояния в пробке все, что ты в жизни ненавидишь, персонализируется в машине впереди. Тебе отвратителен ее бампер. Тебе противны ее номера. Тебе гадок тот (или та), кто за рулем, его тупой жирный затылок, ее пошлые крашеные волосы, кошмарное «умца-умца», которое они принимают за музыку.
Кажется, ничего бы ты так на свете не хотел, как чтобы эта гнусная посудина по-голливудски взлетела и, переворачиваясь в воздухе, рухнула кубарем в пропасть, где, вот удовольствие поглядеть, картинно взорвалась. Это раздражение, эта темная негативная энергия наполняет салон удушливым испарением, поднимается над крышами автомобилей в ноосферу, собирается в информационном поле Земли в свинцовое ядовитое облако зла.
Пробка смертельно опасна. На Западе давно придумали даже тренинги специальные проводить: в группах вроде тех, где помогают бросить пить или подманить мужика, обучают технологиям правильного психологического поведения в пробке. Можно, к примеру, заниматься аутотренингом: убедить себя в том, что тебе туда, куда ты безнадежно опаздываешь, на самом деле не так-то уж и надо. Или предаться медитации. Слушать аудиокнигу. Учить иностранный язык. В общем, любым способом снять стресс, чтобы сердце не разорвалось и удар не хватил.
Кстати, и сама смерть не спасает от тягот пробки. Помню, хоронил бабушку, и дядька, сидевший за рулем ритуального «пазика», не хуже моего понимая, что в крематории конвейерный график, выбиться из которого еще хуже смерти, вылез и буквально руками развел машины, застывшие на перекрестке в глухом клинче.
Вообще-то пробка — микромодель мира. Разумеется, есть объективные причины: трафик больше пропускной способности, нелепая разметка, глупый знак стоит, а нужного нету. Но не надо недооценивать пресловутый человеческий фактор. Одно из принципиальных различий между людьми: они делятся на способных думать о ком-то, кроме себя, и органически этой способности лишенных.
Как раз на дороге это особенно заметно. Не стану уточнять, каких большинство. Недостаточное, но необходимое условие интеллигентности — автоматическая, фоновая мысль «не мешаю ли я кому-то?». Почти для всех, едва они переступают границу дверей, например вагона метро, идущие следом перестают существовать. Точно так же, облекшись в металлический самодвижущийся панцирь, всякий чувствует себя не участником дорожного движения, но — главным его участником. Никто не подвинется. Все стоят. Облако зла густеет.
А что если попробовать допустить в свою голову хоть краешек мысли о другом? Догадаться до одной простой вещи: как ты ненавидишь впередистоящего, так он ненавидит того, кто перед ним. И что в пробке никто никого не лучше, несчастны все одинаково. Стоит этой мыслишке посетить каждого — все всех простят. Исполнится завет Пастернака: «Пусть все вокруг нас будет благословенно нашим милосердием». Пробка из генератора агрессии станет генератором мудрости и смирения. И страшная туча зла рассеется.
Это, конечно, совершенно идеалистический план. Ведь фирменные отечественные дураки и дороги на самом деле не две проблемы, а одна и та же. Поэтому она в принципе неразрешима — знаете ли вы хоть одного дурака, который поумнел? А уж в масштабах целого народа это и подавно нереализуемо. Но хоть помечтать-то можно, а?