На прошлой неделе и премьер Владимир Путин, и глава Минфина Антон Силуанов много говорили о бюджете. По сути, общественности был представлен новый принцип бюджетного планирования — с минимизацией бюджетного дефицита.
Отметим, что уже сейчас бюджетный дефицит в России минимален: по оценкам Минфина, из-за высоких цен на нефть он по итогам года должен составить 0,3% ВВП (вместо планировавшихся 1,5%), а то и вовсе оказаться нулевым. Минфин предлагает продолжить движение в данном направлении: последовательно снижать дефицит бюджета и к 2015 году выйти на его нулевой уровень, разработав при этом «бюджетные правила», то есть на уровне законодательства определить порядок расчета основных параметров бюджета.
Таким образом Министерство финансов, очевидно, пытается ограничить рост бюджетных расходов, вызываемый ведомственными и политическими интересами — то есть усилиями лоббистов. А рост этот действительно фантастический: расходы бюджетной системы в 2011 году превысили показатель 2008 года на 25,1%, а расходы федерального бюджета — на 15%. Доходы же федерального бюджета за этот период не только не выросли, даже упали.
В итоге Минфин, по сути, предлагает вернуться к докризисной модели, действовавшей в России в 2004–2008 годах. В этот период бюджет верстался исходя из умеренно-консервативного прогноза цен на нефть, а в случае благоприятной конъюнктуры «нефтегазовые излишки» перечислялись в Стабилизационный фонд (с 2008-го был разделен на две части — Резервный фонд и Фонд национального благосостояния). В 2009 году на фоне падения цен на энергоносители эту «кубышку» пришлось распечатать и большую часть накопленных средств Резервного фонда потратить для реализации антикризисных программ.
Сейчас правительство предлагает возобновить изъятие излишков. В течение нескольких лет планируется нарастить размер Резервного фонда до 7% ВВП, после чего направлять допдоходы бюджета поровну в Фонд национального благосостояния и на реализацию инфраструктурных проектов.
Конечно, подобные проекты не могут не радовать. Во-первых, поскольку фактически это признание (пусть и запоздалое), что из кризиса российская экономика в целом вышла. Во-вторых, поскольку безудержный рост госрасходов стал бичом последнего десятилетия, одной из причин и высокой инфляции, и роста армии чиновников. Момент для возвращения к режиму экономии также выбран удачно: выборы закончились и в ближайшие годы особо веских причин для резкого наращивания социальных расходов у властей нет.
Вопрос в другом: куда, собственно, мы возвращаемся? Модель развития 2004-2008 годов — это скорее не экономическая, а бухгалтерская модель, работающая в интересах бюджета, но не экономики. «Излишки» — это в любом случае деньги налогоплательщиков, изъятые из экономики. На что? На государственные нужды? Но основная функция государства все-таки обеспечивать политическую и экономическую стабильность, в том числе создавая стабильную ситуацию для развития бизнеса. Изымать же деньги из рыночной экономики с целью дальнейшего централизованного распределения — явное создание дисбалансов.
Очевидно, что, изымая денег больше, чем государству необходимо для обеспечения собственной деятельности, оно замедляет экономический рост. А положительные эффекты? Был эффект снижения инфляции, но не слишком сильный: деньги на рынок все равно попали, крупные компании заняли их на Западе. А потом, в кризис, попали еще раз, когда деньги Резервного фонда вернулись в экономику. Резервный фонд во многом был потрачен в интересах госкомпаний либо через них, что привело к существенному росту доли государства в экономике. Бюджет в кризис, во время падения нефтяных цен, поддержку из Резервного фонда, конечно, получил. Но не лучше ли было обеспечить более устойчивую поддержку и защиту от внешних рисков — снижая налоги, стимулируя развитие несырьевых отраслей, модернизацию промышленности? Или в правительстве, несмотря на риторику, считают, что у нас предприниматели только нефть добывать да импортными продуктами торговать умеют? Тогда конечно денег им давать нельзя.
Все это, правда, не значит, что суверенные фонды вовсе не надо формировать. Но может быть, поискать другие источники? Например, начать с сокращения госрасходов. Кому-кому, а вот чиновникам командовать «лишними» деньгами точно нельзя доверять.