Колмогоровский проект в значительной степени ориентирован на математику и естественные науки, поэтому мы подготовили концепцию Российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, альтернативную тому документу, которую подготовили по поручению комиссии Аркадия Дворковича.
Цель нашей концепции — решение двух задач: разработка системы основных принципов и положений, определяющих долговременную стратегию развития национальной системы, и обозначение программы действий на ближайшие годы.
Основа национальной системы выявления и развития молодых талантов — эффективная массовая система образования. Универсальные таланты, то есть люди, эффективно работающие в разных сферах деятельности, — редки. Как правило, речь идет об одном-двух направлениях деятельности. Но столь же несомненно, что очень важное условие успеха — наличие высокого уровня общей культуры. Сейчас налицо многие тревожные признаки, свидетельствующие о массовом снижении культурного уровня. Это означает, что востребована принципиально новая образовательная, культурная и научная политика. Концепция не может быть реализована в полной мере в случае, если она не будет дополнена серьезными изменениями во всей системе образования.
Образование человека, личный внутренний процесс формирования человеческого образа — процесс не детерминированный, а вероятностный. Гарантировать успех нельзя — можно лишь повысить его вероятность, усиливая действие позитивных факторов. Разумеется, основное внимание должно быть уделено трем ключевым факторам: росту мастерства учителей и наставников, созданию высококачественного содержания образования и системе средств обучения на уровне лучших мировых образцов. Непременная особенность лучших школ, воспитавших многих известных выпускников, — своеобразный уклад жизни, поддерживающий атмосферу увлеченности, соревновательность, общность интересов, интеллектуальную свободу.
Талантливых учеников могут воспитать только талантливые учителя. Поэтому решающая роль в развертывании данной программы принадлежит профессиональным сообществам. Миссия государства — координация этой работы, а также создание необходимых организационных предпосылок: разработка правовых оснований, включая создание механизмов для привлечения ресурсов (интеллектуальные, материальные, финансовые), создание прочной системы моральных и материальных стимулов для всех участников программы.
При детальном планировании национальной системы поддержки талантов потребуется тщательный анализ отечественного и зарубежного опыта (включая яркие примеры семейного воспитания) и инвентаризация действующих сегодня школ и центров по подготовке способных школьников.
За отдельными исключениями (желательность очень раннего старта для будущих музыкантов, шахматистов, балерин и т.п.) систематическая работа по развитию интересов, способностей, склонностей начинается в школьные годы. Доказали свою эффективность летние и зимние школы для учащихся по разным направлениям, заочные и вечерние школы при вузах, исследовательские проекты, археологические и филологические экспедиции.
В школе наибольшее распространение получило направление, связанное с подготовкой в области математики, естественных наук (физика, химия, биология), информатики. Этот опыт нашел широкое международное признание. В последние 20 лет возникла сеть гимназий, специализирующихся в гуманитарной сфере (литература, история, география, экономика). Авторитетом пользуется система подготовки в области искусств, в советский период довольно популярно было техническое творчество.
Таланты распределены равномерно и не зависят от места жительства, социального положения. Следовательно, речь должна идти о сетях учебных центров по каждому направлению, достаточно равномерно распределенных по территории страны. В отдаленных районах и школах действует система заочного и дистанционного образования. Финансовая поддержка талантливых учеников и учителей осуществляется в форме грантов через специальные фонды.
Решение многочисленных организационных задач естественно искать в конкретных действующих моделях. Наиболее естественное решение — быстрый старт проекта. Возможная схема действий подробно описана в подготовленном два года назад Колмогоровском проекте.