Тезис «мигранты должны выучить русский» звучит так давно и так часто, что уже утратил всякий смысл и стал представлять собой пустой, как вокабуляр того самого собирательного приезжего, набор слов. Если набрать «мигранты» и «русский язык» в поисковике, обнаружишь публикации аж десятилетней давности, заголовки, да и содержание которых как две капли воды похожи на свежие, образца 2011 года. Зная любовь российских чиновников к вербализации как способу изменения действительности, в общем, не удивляешься. Вот будем мы повторять, как мантру, про мигрантов и русский – глядишь, они его и правда выучат. Впрочем, пока заклинание не только не работает, но все время дает какие-то побочные эффекты. Грозит ими и недавняя инициатива директора Федеральной миграционной службы России Константина Ромодановского, который предложил экзаменовать каждого иностранного рабочего, въезжающего в нашу страну, на знание русского языка. Свое предложение Ромодановский хочет оформить законодательно, а ключевым фактором, определяющим возможность для иностранца работать в России, называет именно знание русского языка.
Но почему-то начинает он от обратного. Видимо, перепробовав все другие способы и не достигнув желаемого результата, чиновники решили позаимствовать новый ход из «Алисы в Зазеркалье»: сначала следствие, потом причина. Сначала экзамен, а потом обучение, выходит, что так. Если немедленно экзаменовать всех, кто въезжает в страну, необходимость в курсах и школах русского языка для мигрантов отпадет. Зачем учить, когда уже проэкзаменовали? Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН и автор книги «Русский со словарем» Ирина Левонтина уверена, что новая инициатива ФМС станет очередным источником коррупции: теперь надо будет покупать еще и экзамен по русскому языку. Как следствие, поток нелегальной иммиграции увеличится вместо того, чтобы сократиться. «Государство вспомнило о своих карательных и контролирующих функциях», - говорит Левонтина. А действовать, по ее словам, надо совсем по-другому. Надо дать возможность людям ИЗУЧАТЬ русский язык, организовать курсы таким образом, чтобы мигранты действительно были заинтересованы в их прохождении, а не покупали экзамены для галочки. Когда между теми, кто знает язык и теми, кто его не знает или знает плохо, возникнет реальная конкуренция, появится и мотивация к обучению. Пока такой конкуренции нет, и мигранты, с трудом объясняющиеся по-русски в магазинах, на стройках и в такси, чувствуют себя вполне вольготно. И не потому, что их никто не наказывает и не штрафует за издевательство над «великим и могучим» и исковерканные надписи на ценниках, а потому, что и запроса такого нет, нет конкуренции, а значит, можно расслабиться. «Представляете, как могут отреагировать некоторые местные безработные, увидев на "своих" рабочих местах чужаков, не умеющих говорить? Чем они лучше? И как потом политкорректные правоохранители квалифицируют возможный конфликт - бытовой или межнациональный?» - возмущается господин Ромодановский, почему-то оперируя будущим временем, тогда как описанные им конфликты пышным цветом цветут в настоящем. Просто о том, чтобы их предотвратить, почему-то не заботится, зато бесконечно предлагает карать, штрафовать или экзаменовать чуть ли не на границе.
Сами москвичи по части репрессивных предложений и инициатив порой не уступают чиновникам, время от времени призывая, например, выгнать из школ всех мигрантов или создать для них отдельные, потому что те своим плохим знанием русского тормозят учебный процесс. Проблема эта действительно острая, но, помимо сегрегации, есть и другие методы. Специалисты, преподающие мигрантам русский как иностранный, говорят, что среди детей приезжих очень много талантливых, способных. Оказавшись в среде равных себе по интеллекту, они быстро преодолевают языковой барьер и очень часто начинают писать грамотнее русских. Вывод: нужно выстраивать целую систему обучения мигрантов, продумывать различные варианты работы с ними. И уж точно не предлагать им тесты, проверяющие на знание слов «вилка» и «тарелка» и этим ограничивающиеся. Нужен культурный, лингвострановедческий компонент.
Сейчас Школы русского языка для мигрантов существуют, на сайте одной из них висит объявление о наборе на новый учебный год. Занятия бесплатные. Но вот идет в такие школы ничтожный процент приезжих. Я уже не говорю о платных курсах, которые мигрант просто не в состоянии оплатить, а работодатель, и так не регистрирующий рабочую силу, в них не заинтересован.
Впрочем, предложение ФМС может коснуться не только тех классических «понаехавших», которых сразу рисует себе воображение москвича. А если приглашенный профессор из-за границы, приезжающий на долгий срок? Тоже экзамен?
В общем, языковое зазеркалье может завести туда, куда совсем не хочется. Так что пока не поздно, лучше все-таки изменить последовательность действий.
Язык в зазеркалье
Почему экзаменовка мигрантов на знание русского вредна и для страны, и для языка
Наверх