— Вам удобно было добираться из аэропорта в центр Москвы?
— В этот приезд мне не удалось оценить уличный траффик, потому что из аэропорта я приехал на поезде. Затем я воспользовался метро: оно у вас впечатляющее. Месяц назад, когда я приезжал, у меня была проблема: по плану я должен был добраться до отеля, а через три часа читать лекцию. Но мы попали в такую пробку, что я решил не заезжать в отель, а прямо из аэропорта ехать на лекцию.
— Что вы думаете о том, что услышали на форуме от представителей российских властей, «Российских железных дорог»? По вашему мнению, они способны справиться с транспортной проблемой?
— Я услышал много обнадеживающих вещей, но есть и проблемы. Обнадеживает то, что они собираются прокладывать больше пригородных железнодорожных маршрутов, но на это требуются средства и соответствующая бюджетная политика. Как я понимаю, существует огромный спрос на поезда, соединяющие город и пригороды. Нужно, чтобы такие поезда были более комфортными и ходили чаще, это будет стимулировать людей пользоваться электричками, а не автомобилями. Кроме того, нужно думать о том, чтобы такие поезда могли курсировать и через сам город, чтобы можно было попасть из одного пригорода в другой по территории Москвы. Это уже есть, но можно еще улучшить положение дел.
— Максим Кац пригласил вас участвовать в экспертизе реконструкции Ленинского проспекта и Северо-Западной хорды. Проект состоится?
— По моим планам – да. Сейчас я стараюсь организовать встречи с некоторыми людьми, получить как можно больше информации, планов, пояснений, мнений, критики и альтернативных предложений по этим проектам. Мы с моими двумя коллегами надеемся поработать надо всем этим и посмотреть, выбраны ли наилучшие решения или стоит подумать об альтернативах. Я знаком с проектами в общем, но пока не знаю деталей, расположения развязок, и так далее. Пока у меня нет сформированного мнения об этих проектах. Я предполагаю, что в Москве есть много широких проспектов, ведущих от окраин города к центру, но они не используются как следует.
Вукан Вучик вскоре снова должен приехать в Москву, чтобы провести независимую экспертизу реконструкции Ленинского проспекта и строительства Северо-Западной хорды.
Тут нужны изменения, но какие – это предстоит выяснить. Сначала нужно посмотреть, где и как будут сделаны пересечения дорог, как будет организовано движение общественного транспорта, откуда и куда люди ездят по этим улицам. Перестраивая улицу, нужно заботиться о том, чтобы возможности общественного транспорта были расширены настолько же, насколько и возможности автомобилей. Если вы убираете с улиц общественный транспорт – вы получите не тот город, в котором хотите жить.
— Строительство городских хайвеев помогает решить транспортную проблему?
— Здесь нужно быть очень внимательным: не ведет ли широкая дорога в более узкое место, иначе там всегда будет пробка. И если эти магистрали ведут в город, не потребует ли это больше парковок? Ведь если в городе будет больше парковок, будет и больше машин, а на улицах будет больше пробок. Вопрос в том, хотите ли вы увеличить или уменьшить количество автомобилей на улицах.
— Сейчас в Москве много протестов против расширения дорог.
— Люди огорчены, но, возможно, нужно переждать шесть месяцев строительства ради того, что будет работать в течение следующих пятидесяти лет. Однако если строить хайвей у двери чьего-то дома, результат будет плохим. Компромисс между интересами жителей районов, где проходит магистраль, и тех, кто проезжает по ней мимо, должен решаться на городском уровне. Вряд ли люди захотят, чтобы медицинский центр, например, стоял на оживлённом шоссе.
Тезисы из выступления Вукана Вучика на «Пассажирском форуме»
- Решение «нам нужно больше хайвеев» – одностороннее и нежелательное для города. Когда мы обеспечиваем больше трафика, мы обеспечиваем больше пробок. Строя всё больше парковок, мы получаем не тот город, в котором хотели бы жить.
- Необходимо экономически ограничивать использование автомобилей и улучшать качество и привлекательность общественного транспорта, который ориентирует на себя город и делает его удобным для жизни: автобусы, современные трамваи, скоростное метро, современные пригородные поезда.
- Нельзя решить проблему пробок только строительством дорог и парковок.
- Города, неблагоприятные для пешеходов и велосипедов, не могут быть благополучными.
- Дешёвые и бесплатные парковки очень вредны для городской среды.
- Улучшая систему общественного транспорта, мы действительно делаем его более востребованным и популярным.
- Ограничивая автомобилистов, давайте им хорошую альтернативу.
- Расширять проезжую часть за счёт трамвайных путей – большая ошибка американских городов. Вместо этого пустите современные трамваи: с их помощью вы перевезёте в десять раз больше людей, чем на автомобилях, используя одно и то же пространство.