Кто: Павел Сосновый — инженер-айтишник, выпускник Бауманки, владелец IT-компании «Облачный сервис». Катается на сноуборде, занимается страйкболом, настольным теннисом, спортивным ориентированием, скалолазанием и беговыми лыжами
Юлия Федосенко — экс-аудитор, любит активный отдых.
Что: Fitcake — мини-кондитерская авторских низкокалорийных тортов
Сколько: 150 тыс. руб. на запуск
Начать может каждый
Я еще со студенческих лет знал, что хочу и буду развивать свой бизнес. Уже в 18–19 лет, на первых курсах Бауманки, запустил небольшое рекламное интернет-агентство. Но потом я понял, что мне нужен и опыт управления коллективом, поэтому после университета я несколько лет поработал директором в IT-компании, под моим началом трудилось около 70 человек. Потом я организовал собственную IT-фирму «Облачный сервис», которой управляю сейчас, это мой основной бизнес.
Моя подруга Юля работала аудитором в страховой компании. Но буквально пару недель назад она уволилась, чтобы полностью посвятить себя нашей маленькой кондитерской. Как нам вообще пришла в голову мысль делать фиткейки? Мы оба активно занимаемся спортом, следим за своим питанием. В какой-то момент Юля поняла, что сладостей, которые даже отдаленно можно было бы назвать полезными, то есть без «быстрых» углеводов, вредных жиров, ароматизаторов и усилителей вкуса, у нас в магазинах вообще нет. Тогда она решила поэкспериментировать — стала дома печь торты, где вместо рафинированной пшеничной муки использовала цельнозерновую, вместо сахара — стевию, а крем делала не из маргарина и сметаны, а из обезжиренного йогурта. Конечно, сначала этим тортам было далеко до привычных магазинных. Но за 4–5 месяцев кухонных экспериментов Юля добилась задачи, которую ставила перед собой — торты стали действительно вкусными. И тогда я предложил превратить хобби в бизнес.
Первым делом я исследовал московский рынок диетических, диабетических и фитнес-продуктов и убедился, что фитнес-торты и вправду практически никто не делает. Ниша пустовала. При этом московский рынок казался очень заманчивым — во-первых, у нас в городе зашкаливающее количество фитнес-центров на квадратный метр, их посетители следят за здоровьем и фигурой, и у многих из них достаток выше среднего, а значит, они могут себя побаловать.
Когда Юля разработала несколько удачных низкокалорийных рецептов, я на коленке собрал шаблонный сайт, мы красиво отсняли наши торты. Словом, сделали все сами, не привлекая сторонних сил. Заработали мы в конце декабря 2013 года. Поначалу даже ничего не регистрировали — хотели проверить идею, посмотреть, будет ли спрос. Я запустил рекламную кампанию в интернете, завел странички в соцсетях — и, не преувеличиваю, на нас сразу посыпались заказы.
Пока все делаем своими силами: Юля печет торты, а я рулю бизнес-процессами, рекламой и юридическими делами. Мы вышли на уровень около тридцати тортов в месяц, то есть печем мы примерно по торту в день, но заказов становится все больше. Сейчас я занимаюсь официальной регистрацией нашего бизнеса и подыскиваю помещение под кондитерский цех. К концу года планируем печь порядка 150–200 тортов в месяц. Если все будет развиваться благополучно, откроем в будущем фитнес-кондитерскую.
Как показывает практика, клиенты наши — люди обеспеченные, курьеры регулярно отвозят заказы то в «Алые паруса», то в «Золотые ключи», то в другие элитные дома. Мы внимательно следим за параллельными проектами — сейчас активно развивается эконаправление, например фермерский кооператив «Лавка-Лавка». Покупатели у нас, по сути, те же. То есть это люди, которые понимают, что натуральное стоит дороже, и готовы за это платить. Наш стандартный торт весит 1,8 килограмма и стоит 2,5 тыс. руб. Курьерская доставка по Москве — еще 300 рублей.
Покупают фиткейки в основном женщины от 30 до 45 лет. Мужчины если и берут наши торты, то только в подарок дамам. Часто отправляем заказы на детские праздники — к примеру, недавно на день рождения мальчику с сахарным диабетом курьер отвез шоколадный чизкейк. Дать возможность ребенку, у которого со сладким очень сложные отношения, съесть в свой праздник вкусный шоколадный торт, очень радостно.
Неизбежные трудности
Дольше всего мы разрабатывали рецепты. Да, в интернете масса сайтов с инструкциями, как готовить полезные сладости, но все они обычно усеченные, умалчивают о важных подробностях, которые сказываются на результате — консистенции крема и вкусе коржей, к примеру. Поэтому Юля несколько месяцев оттачивала свое мастерство методом проб, ошибок и новых проб. Сейчас у нас есть четыре основных вида тортов — тыквенно-апельсиновый чизкейк, кофейно-шоколадный чизкейк, вишневый торт-суфле и морковно-сливочный пирог. Скоро мы будем предлагать и конфеты.
Люди, которые ведут здоровый образ жизни, внутренне готовы к тому, что фитнес-торт будет отличаться по вкусу от классического магазинного на сливочном масле, пшеничной муке и белом сахаре. А вот те, кто привык к традиционному покупному сладкому, не всегда могут распробовать вкус наших тортов.
Отсюда основная трудность — готовить так, чтобы нравиться всем. Мы звоним каждому клиенту и расспрашиваем, понравился ли привезенный торт, и стараемся учитывать пожелания. Подавляющему большинству фиткейки по вкусу, но были и единичные случаи, когда клиенты говорили, что наш торт категорически не понравился. Представьте, что человек всю жизнь, к примеру, ел эклеры с сахарной пудрой и маффины в шоколадной глазури. При этом у нас появились и свои постоянные покупатели. К примеру, в этом месяце один человек заказывает уже седьмой торт подряд.
Мы читаем авторов, которые пишут про диетическую кулинарию, что-то придумываем сами. Есть всем известные и любимые в России торты — «Наполеон», «Прага», «Птичье молоко». Юля прикидывает, как сделать их диетический вариант, чтобы угодить и диабетикам, и худеющим. По сути, нужно приготовить совершенно новый торт, который будет вызывать вкусовые ассоциации со своим прообразом. Но для сравнения: в ста граммах классического шоколадного чизкейка примерно 350 калорий, а в нашем кофейно-шоколадном — всего 126.
Удовольствие от процесса
Первые заказы я развозил сам — расспрашивал клиентов, чего бы еще им хотелось, что им больше нравится, на что стоит обратить внимание. Очень добрая и позитивная обратная связь пошла. Приятно осознавать, что создал продукт, которой нужен многим людям и которого раньше не было.
Поскольку фиткейки для меня не первый бизнес, я уже немного привык, но мне очень интересно наблюдать за Юлей, как меняется жизнь человека, который ушел из офиса. Качество этой новой жизни фантастически отличается от прошлой, когда нужно было ходить на работу. Собственный бизнес меняет все: в человеке сразу просыпается творчество, он начинает думать о себе, настроение поднимается, совсем другой тонус, эмоции, даже походка немного меняется. Вообще, ты начинаешь жить здесь и сейчас, с максимальной силой и творческой отдачей. Жизнь становится человеческой. А главное, после такого опыта ты будешь делать все возможное, чтобы никогда не возвращаться обратно в офис.
«По жизненному биоритму я скорее сова, мне всегда было ох как непросто вставать и ехать утром на работу, — вспоминает Юля. — Теперь, когда я сама хозяйка своего дня и планирую дела так, чтобы это было удобно мне, продуктивность очень сильно выросла. Пик творческой активности у меня начинается где-то в четыре вечера, и я легко могу работать до часу-двух ночи, а то и значительно больше. Высвобождается огромная внутренняя энергия.Так, недавно в час ночи мне пришла в голову идея одного совершенно нового рецепта — и, конечно, я тут же побежала на кухню, не стала откладывать ничего на потом. В общем, скоро наш ассортимент расширится».