«МОСКВА БЕЗ МИГРАНТОВ». СПЕЦПРОЕКТ «МН»
Сколько трудовых мигрантов живет и работает в Москве, точно не знает ни одно ведомство. По скромным подсчетам ФМС, в Москве живет порядка 800 тыс. иностранцев, в то время как независимые эксперты чаще называют цифру в 2 млн.
Хотя федеральные и городские власти в последнее время часто говорят о том, что приоритет при трудоустройстве нужно отдавать коренным жителям, чаще всего именно государственные и муниципальные предприятия и дают работу сотням мигрантов. В первую очередь речь идет о строительстве и ЖКХ, где занято большинство проживающих в Москве иностранцев.
«Мигранты есть везде, где их можно использовать, за исключением нескольких сфер, где их присутствие сведено к минимуму, — розничная торговля, фармацевтика и спорт, — рассказывает председатель совета международного альянса «Трудовая миграция», член НП «Эксперты рынка труда» Николай Курдюмов. — Понятно, что наем иностранцев довольно трудозатратен — нужно подавать документы на квоты, отстаивать квоты в комиссиях, договариваться с общежитиями. Но экономия на рабочей силе иногда позволяет все эти затраты компенсировать».
Хотя мигранты действительно обходятся работодателям дешевле, по словам рекрутеров, выгода от найма иностранцев для работодателя, работающего по «белой» схеме, сомнительна.
«Для того чтобы устроиться в «белую» компанию, у мигранта должна быть миграционная карта и разрешение на работу на территории РФ, — говорит руководитель подразделения по массовому подбору рекрутингового агентства Adecco Group Russia Елена Дзагоева. — У работодателя, не использующего «серые» схемы, нет возможности принять на работу негражданина РФ без документов или с неправильно оформленными или просроченными документами. К тому же «белый» работодатель, принявший на работу нерезидента, подает дополнительный пакет документов в налоговую инспекцию, миграционную службу и обязан отслеживать своих сотрудников-нерезидентов».
Этнический бизнес
Если массовый наем мигрантов в сфере ЖКХ вызван коррупционной составляющей (официально дворник получает 30 тыс. руб., фактически — 7–9 тыс.), то в частном бизнесе, по словам экспертов, это часто не только попытка сэкономить, но и желание бизнесменов помочь соотечественникам.
«Одна из сфер массовой занятости мигрантов — общепит, — говорит Николай Курдюмов. — Если сеть активно нанимает иностранцев и речь не идет о национальной кухне, то скорее всего владельцами или совладельцами заведения являются выходцы из стран ближнего и дальнего зарубежья, которые помогают бывшим согражданам трудоустраиваться. Часто заведения находятся под кураторством той или иной этнической диаспоры».
Среди русских предпринимателей бизнесмены, принципиально выбирающие сотрудников только из соотечественников, пока редкость. По словам координатора сети «Покупай у своих» Алексея Голубева, сейчас ему удалось найти и объединить десятки российских компаний, которые отдают предпочтение русским соискателям. Цель проекта — создать каталог таких организаций, оказывать им информационную и правовую поддержку.
«Сейчас в Москве более 40 предпринимателей, которые обходятся без труда мигрантов, — говорит Голубев. — В основном это строительные компании, перевозки и автосервисы. Есть в нашей сети и те, кто оказывает юридические услуги, и дизайнерские компании, и те, кто оказывает услуги в сфере IT».
Нанимают своих
У проекта «Покупай у своих» несколько десятков дочерних групп в регионах и несколько групп — информационных партнеров. У паблика сети «вконтакте» 7 тыс. подписчиков, самый популярный раздел в группе — объявления о вакансиях. Если за национальные предпочтения в объявлении работодателя могут засудить, то тут почти в каждом сообщении прямо или косвенно указывается желаемая национальность сотрудников: «Требуется бармен в ночной клуб. Главные требования: честность и опыт работы. Толерантных прошу не БЕСПОКОИТЬ!», «МОСКВА!!! Требуется продавец (желательно — девушка) в филиал магазина от торговой сети «Пушкинский хлеб». Хозяева — славяне!!! Требуются только славяне!!!!!!! г. Москва», «В пекарню «Хлеборост» требуется пекарь. Требования к кандидату: 1) среднеспециальное/высшее образование, 2) возраст от 21 года, 3) опыт работы от 1 года, 4) понимание идеологической концепции предприятия, 5) любить хлеб и труд, 6) возможны выезды на славянские мероприятия».
В основном среди групп-партнеров — интернет-магазины (продают чаще всего сувениры, аксессуары, спортивное питание, одежду с «правой» символикой), фотоателье и просто объединения фотографов и дизайнеров, магазины фермерских продуктов, строительные компании, авиаперевозчики, туристические фирмы. Есть и совсем необычные компании, например юридическая фирма «Валькирия». Большинство участников — начинающие предприниматели, но есть и те, кто занимается бизнесом в офлайне уже несколько лет.
«Клиенты выбирают славян»
Самый популярный вид услуг, которые оказывают «русские для русских», — строительные и ремонтные работы. В строительстве и ремонте — сферах, обеспечивающих работой львиную долю всех мигрантов, — славянская внешность рабочих становится плюсом для большинства клиентов. Москвичи доверяют приезжим свои квартиры на ремонт под ключ так же неохотно, как и сдают жилье.
Самая известная организация, где ремонт делают только славяне, — «Белый ремонт». «БР» известен тем, что его продвигает медийный националист Максим Марцинкевич, а в сети компания рекламируется при помощи вирусного ролика с названием «Отними работу у мигранта». «Белый ремонт» оказывает услуги в десяти российских городах. Чинят электрику, ставят окна, кондиционеры и батареи, делают мебель на заказ.
Как выяснилось, только в Москве существует около десятка небольших фирм, оказывающих такие же услуги.
«Мы — Славянские Мастера, команда профессионалов, единомышленников, объединенные общей идеей создания единого Сообщества специалистов, качественно выполняющих свою работу силами мастеров — славян. В нашей команде работают русские, украинцы, белорусы, сербы, представители других славянских национальностей», — говорится на сайте одной из тематических ремонтных компаний.
«Общаясь с заказчиками ежедневно, мы поняли, что люди больше хотят видеть рабочих, которые по крайней мере говорят по-русски, — рассказывает основатель компании Елена Ануфриева. — Создавая компанию, мы во многом ориентировались на спрос. Подумали о том, что в этом сегменте чаще всего работают мигранты, а с таким названием мы сразу будем выделяться».
Компания существует с 2011 года, на постоянной основе работают всего трое рабочих, на временных заказах — 15 человек. По словам Елены, недостатка в рабочих не бывает, несмотря на жесткие условия отбора: берут только тех, кто умеет работать быстро и качественно и к тому же «выбрал трезвость».
Как пояснили в компании, среди заказчиков могут быть и неславяне, тут нет никаких идеологических противоречий. «Отказы не связаны с национальностью: если заказчик адекватен, мы ему не откажем», — говорит Елена.
По словам работодателей, даже в промышленном строительстве клиенты предпочитают иметь дело с россиянами: во-первых, нет проблем с документами, во-вторых, не мешает языковой барьер. По словам главы строительной компании «Стройпанельгрупп» Андрея, работники-славяне — это не только его личное предпочтение, но и выбор клиентов: «Хоть мы и работаем преимущественно на промышленных объектах, предпочтения клиентов все равно складываются в пользу славян — у них нет проблем с русским языком и с документами».
«Тяжелые люди»
Глава транспортной компании «Роадтранс», занимающейся грузоперевозками по России, Александр Требин называет мигрантов тяжелыми людьми.
«С мигрантами я не работаю, потому что это тяжелые люди в принципе: мало того, что это бесконечные проблемы с документами, еще и трудности с русским языком, — говорит Александр. — К тому же я считаю, что лучше платить деньги соотечественнику, чтобы они оставались внутри страны, а не покидали российскую экономику с почтовыми переводами».
По словам Александра, мир транспортного бизнеса не такой большой, как, например. сфера строительства, так что найти здесь подходящих рабочих — не проблема, конкурентов не так много.
«Я заявляю к контрагенту высокие требования, которые мигрант скорее всего просто не пройдет, — говорит предприниматель. — От сотрудников нам нужна коммуникабельность (то есть в том числе и хороший русский язык), материальная ответственность и прописка в Москве или области. Если речь идет о менеджерской позиции — это еще и среднеспециальное или высшее образование. Ну и, конечно, все проходят личное собеседование».
Новая социальная ответственность
Число российских молодых бизнесменов, которые пытаются обходиться без мигрантов, постепенно растет, считает основатель «Покупай у своих» Алексей Голубев. Цель его проекта — направить недовольство граждан миграционной политикой власти в конструктивное русло, а именно на поддержку национальных предпринимателей. Среди информационных партнеров некоммерческого проекта действительно есть группы, больше напоминающие маргинальные, но все же подавляющее большинство участников сети — совершенно обычные коммерческие компании, в которых идеология находится на службе у маркетинга.
«В первую очередь бизнес отказывается от иностранцев по соображениям здравого смысла: клиенты лучше идут к тем, у кого нет мигрантов во всех без исключения сферах, — поясняет Голубев. — К тому же в нашем случае речь идет об ответственных предпринимателях, которые не хотят поддерживать теневой сектор, в котором процветает коррупция и уклонение от налогов».
Другие материалы проекта:
От лимитчиков до гастарбайтеров. Как мигранты появились в Москве
Куда мы без них. Запрос на иностранную рабочую силу в столице не снижается