Остановки-трубы
Главное достояние бразильского города Куртиба — продуманная система городского транспорта. Несколько десятилетий назад мэр Жайме Лернер начал реализовывать проект «наземного метро»: вместительные автобусы регулярно курсируют по выделенным полосам, соединяя все ключевые точки города. Изобретением Лернера стали автобусные остановки, представляющие собой плексигласовые трубы. На входе в трубу стоит турникет и сидит кассир. Когда подъезжает автобус, собравшиеся пассажиры заходят в него по трапу, перекинутому над землей. Футуристичный дизайн остановок стал практически символом города.
Городские мелочи
Город делают удобным не только глобальные вещи – дорожные развязки, транспортно-пересадочные узлы, парковки, но и мелочи: скамейки, урны, автобусные основки, туалеты. На языке специалистов они называются городской мебелью. Им и посвящен спецпроект «МН»
Дизайнерские остановки
Остановка, спроектированная Ремом Колхасом
В 1991 году в голландском городе Гронинген появилась видеоостановка, спроектированная Ремом Колхасом. На мраморную поверхность проецируются видеопрограммы, а через незаметные отверстия обеспечивается звуковое сопровождение. Дизайн остановки обыгрывает павильон Германии в Барселоне, построенный по проекту архитектора-модерниста Людвига Мис ван дер Роэ. Остановка существует в единственном экземпляре.
Остановки Нормана Фостера выглядят скромнее, зато их в шутку сравнивают со швейцарским ножом за многофункциональность: там есть и телефон, и средство навигации, и точка доступа к интернету. Остановки Фостера стоят в Милане, Париже, Праге, Сеуле и Ташкенте.
Остановки — рекламные носители
Еще в 1964 году 26-летний французский предприниматель Жан-Клод Деко предложил мэру Лиона за свой счет построить в городе остановки в обмен на право размещать на них рекламу. По словам Деко, тогда он хотел решить проблему ветхих остановок и уродливой рекламы на них. В результате Лион получил новую бесплатную инфрастуктуру, а Деко стал основателем компании JCDecaux — одного из лидеров рынка наружной рекламы в мире. Рекламные агентства по сей день очень любят остановки. Иногда доходит до того, что остановочные павильоны превращают в целые «бренд-сооружения».
Максим Ткачев, управляющий директор компании — оператора наружной рекламы RussOutdoor
«Если просто брать наличие объектов как класса: лавочки, общественные туалетные кабины, остановки, фонари и т.д., — безусловно, все это в Москве есть. Но образцы, которые представлены в городе, мягко говоря, не самые лучшие, зачастую просто топорные, неэстетичные и неудобные в использовании (взять хотя бы пресловутые синие кабинки туалетов и маленькие, покосившиеся железные урны). Но даже и таких туалетов, лавочек, урн в столице явно недостаточно, часто их приходится довольно продолжительно искать.
Еще одна проблема — за уличной мебелью не следят должным образом. Посмотрите на остановки, которые принадлежат «Мосгортрансу», на некоторых из них многомесячные наслоения бумажных объявлений — однозначный показатель низкого уровня сервиса. К сожалению, в плане уличной мебели Москва значительно отстает от других столиц: у нас пока нет ни остановок с Wi-Fi, ни самоочищающихся туалетных кабин, ни единообразных газетных киосков».