16.00–16.30
«Опыт перезапуска городского издания на примере «МН»/Александр Богомолов (главный редактор газеты), Ростислав Вылегжанин (руководитель редакции)
В апреле 2011 года газета «Московские новости» вновь начала выходить после нескольких лет перерыва. Делать новое бумажное издание в то время, когда интернет есть почти в каждом телефоне, коллеги по цеху считали безумием. Поначалу «МН» были запущены как общественно-политическое издание, и это действительно оказалось не слишком удачным решением. Выяснилось, что от газеты с названием «Московские новости» ждут прежде всего информации о жизни в городе. В сентябре 2012 года газета была «перезапущена». Оказалась ли эта попытка удачнее, расскажут руководитель редакции «Московских новостей» Ростислав Вылегжанин и главный редактор газеты Александр Богомолов.
Ростислав Вылегжанин: «Найти место на сегодняшнем рынке медиа для качественной ежедневной газеты, если это не желтая пресса, практически невозможно. Но мы рискнули, и за год аудитория одного номера «МН» при том, что тираж остался прежним, выросла практически в два раза. На «Открытой редакции» мы расскажем, как это получилось».
16.30–17.00
«The Moscow News: Экспаты в СССР и сегодня»/Анна Арутюнян, выпускающий редактор The Moscow News
The Moscow News — самая старая англоязычная газета в России. Она была основана в 1930 году американкой Анной Луизой Стронг как попытка создать форум для экспатов, которые уже тогда начали появляться в СССР. Что из этого получилось? Что из этого получается сегодня? Кто такие экспаты, почему они живут в России? И как для них писать? Об этом расскажет выпускающий редактор The Moscow News Анна Арутюнян.
Анна — «двойной экспат», родилась в Москве, эмигрировала в детстве в Америку, а потом уже во взрослом возрасте вернулась в Москву. В газете The Moscow News работает журналистом почти десять лет, автор нескольких книг о России на английском языке.
Анна Арутюнян: «Быть экспатом — это всегда немного шизофренично. Человеку приходится думать на двух языках одновременно, сравнивать две реалии и постоянно помнить, чем они отличаются и в чем схожи. Писать для экспата — тоже немного шизофренично, только в квадрате».
17.00—17.30
«Продюсеры будущего — кто эти люди?»/Елена Барышева, шеф-редактор сайта mn.ru
В нашей редакции нет редакторов отделов, потому что нет самих отделов. Зато у нас есть продюсеры. Сотрудникам, занимающим эту должность, регулярно приходится отвечать на недоуменный вопрос: «Продюсер — это же тот, кто дает деньги. А ты там чем занимаешься?» Шеф-редактор сайта mn.ru Елена Барышева расскажет о том, как мы живем без традиционной системы отделов, чем у нас занимаются продюсеры и почему они нужны даже журналистам и ученым, а не только артистам и музыкантам.
Елена Барышева: «Продюсер в России — действительно довольно размытое понятие. А все потому, что круг обязанностей, которые выполняет этот человек, непредсказуемо широк. Важно одно — продюсер всегда появляется там, где речь идет о проекте. Учитывая, что процессы в современном мире усложнились до неприличия, проекты окружают нас повсюду. В медиа, в науке, в решении городских проблем — профессионалы из самых разных областей объединяются, чтобы что-то создать, внедрить, переделать или улучшить. На лекции мы попробуем наметить несколько ключевых сфер, в которых в ближайшем будущем понадобятся высокопрофессиональные продюсеры».
17.30—18.00
Новое документальное кино. Что такое мультимедийные фильмы в СМИ?/Юлия Меламед, режиссер
Пользуясь интернет-площадкой, можно создавать материалы совершенно нового типа. «МН» создают интерактивные фильмы, где зритель выбирает сам, по какому сценарию будет развиваться повествование, и мультимедийные документальные фильмы, как, например, проект «Москвичи» (будет публиковаться с октября). Что это такое? С одной стороны, это классический документальный многосерийный фильм о москвичах с самыми удивительными судьбами. Но по форме здесь необычно все. Здесь используют фотографии in motion (это новое течение, где слились документалистика и репортажная фотография). Здесь высококлассные фотографии монтируются с видео, снятым на мобильник, анимация — с хроникой, графикой. В общем, полная свобода выражения и никаких ограничений творчества, которые царят на ТВ.
Режиссер Юлия Меламед расскажет, как снимать новое документальное кино, каков подход к выбору героя, как грамотно «мешать» разные медиа, что хорошо и что плохо в этом новом жанре и как знание психологии помогает документалисту. Также она расскажет о лучших мировых проектах в этой области.
Посмотреть видео можно будет прямо во время лекции.
Юлия Меламед:
«Я проработала много лет на ТВ, на всех федеральных каналах, и сейчас встречаю бывших коллег, которые до сих пор мыкаются на телевидении. Они всегда жалуются, что «формат заел», что им не разрешают снимать мультимедийное кино. На телевидении сложился очень жесткий формат телевизионной документалистики. Такое кино не уважают документалисты, от него страдают и сами режиссеры на ТВ. Это всегда закадровый голос всегда одного ведущего, утвержденного раз и навсегда сверху, это всегда авторитарная подача, навязывание авторского мнения. По картинке — очень жесткий, заранее утвержденный монтаж. Известно, сколько секунд должен длиться кадр, панорамы запрещены еще в 2000 году. Все жестко расписано. Режиссерам трудно и тоскливо в этих рамках. Три года назад я впервые увидела мультимедийные шедевры, которые делают не у нас. Счастье, что «МН» предоставили мне такую возможность — снимать то, что снимают сейчас уже во всем мире. А в России мы — пионеры».
18.00—18.30
«Визуальная журналистика. Кейс «МН» «Сталин. Проводы»/Григорий Кравченко, арт-директор сайта mn.ru
К 60-летию со дня смерти Сталина мы запустили мультимедийный проект «Сталин. Проводы». Арт-директор сайта mn.ru Григорий Кравченко расскажет о стадиях работы над проектом, удачных и неудачных решениях и выводах, которые были сделаны после окончания работы.
Григорий Кравченко: «После того как мы увидели проект The New York Times о спасении людей из-под лавины, где были соединены все возможные виды медиа, захотелось сделать что-то подобное. Годовщина смерти Сталина стала хорошим информационным поводом. Здорово, что у нас получилось соединить визуальный ряд с человеческими историями, которые, конечно, были в этом проекте главными».
18.30–19.30
Лекция: «Уличная фотография. Как выбрать героя и сюжет»/Артем Житенев, фоторепортер
Фотокорреспондент «МН» Артем Житенев, работающий в СМИ уже больше 15 лет, расскажет о том, как снимать в общественных местах, как увидеть интересный сюжет в обычной уличной ситуации и как общаться с потенциальными героями своих фоторепортажей.
Артем Житенев: «Мне нравится моя работа, я, наверное, счастливый человек! Я всегда ношу с собой камеру и снимаю почти круглосуточно, потому что это моя жизнь. Мне нравится мой родной город, нравятся москвичи, я люблю старые переулки Бульварного кольца, обожаю ловить свет на Маяковке, люблю толчею Казанского вокзала и тишину Александровского сада. Москва — мой город».
Где: парк «Красная Пресня», на центральном острове, вход со стороны ул. Мантулинская, станции метро «Выставочная», «Улица 1905 года».
Посмотреть карту
Когда: 15 сентября, 16.00–19.30
Вход свободный.
Для участия в лекциях, пожалуйста, заполните онлайн-форму.
Пригласить друзей на фестиваль можно в фейсбуке
Контакты организаторов: (968) 766-07-29, D.Melissina@mn.ru Дарья Мелиссина
Причины прийти на фестиваль «Город как мы любим»
Причина первая — участие в квесте о Москве
Причина вторая — медиалекторий «Московских новостей»
Причина третья — мастер-класс по оригами и изготовлению воздушных змеев
Причина четвертая — концерт шагающего оркестра
Причина пятая — рассказать о своем любимом месте в Москве
Причина шестая — купить сапоги Hunter и календари с авторскими котиками
Причина седьмая — послушать людей, которые умеют менять жизнь к лучшему
Причина восьмая — дизайн-маркет и выставка обложек «МН»
Причина девятая — поиграть в городки