Телесериал «Под куполом» (Under the Dome).
Страна: США.
Авторы идеи: Стивен Кинг и Брайан К. Вон.
Режиссеры: Джек Бендер, Кари Скогланд, Дэвид Баррет, Роксанн Доусон, Пол А. Эдвардс, Питер Лето, Серджо Мимика-Геззан, Нильс Арден Оплев, Мигель Сапочник.
Звезды: Майкл Фогель («Монстро»), Рашель Лефевр (сериал «Юристы Бостона»), Дин Норрис («Маленькая мисс Счастье», сериал «Во все тяжкие»), Джефф Фэйи («Газонокосильщик»), Саманта Мэтис (сериал «Остаться в живых»), Леон Риппи (сериал «Воздействие»).
Жанр: научная фантастика с элементами психологического триллера.
Сюжеты: инопланетный эксперимент над землянами; взаимоотношения жителей городка, отрезанного от мира; карьера мелкого политика, который в условиях кризиса становится вождем-популистом.
Премьера: июнь 2013 года (канал CBS).
Продолжительность: 1 сезон (13 эпизодов); сериал продлен на 2-й сезон.
Мой рейтинг: 8 из 10.
Представьте себе обычных жуков, которых пытливый мальчуган накрыл стеклянной банкой. Насекомые не понимают, почему они вдруг оказались взаперти, и тупо бьются о стеклянную преграду, а экспериментатор смотрит на дело рук своих. Теперь замените банку огромным непроницаемым куполом, вроде силового поля, пацана — инопланетянами, а жуков — жителями американского городка Честерс-Миллз в штате Мэн, и вы получите сюжет нового сериала. Фантастика тут переплетается с политикой, робинзонада с детективом. Пока два главных харизматика — бывший военный Дейл Барбара по прозвищу Барби и член городского совета Джеймс Ренни по прозвищу Большой Джим — будут выяснять отношения друг с другом, несколько подростков попытаются понять алгоритмы «поведения» купола. А там, глядишь, и управлять им...
Сериал «Под куполом» снят по одноименному роману живого классика жанров Science Fiction amp; Fantasy Стивена Кинга, а в качестве продюсера выступил его не менее легендарный тезка Стивен Спилберг. Тысячестраничная эпопея, быть может, не самое яркое и динамичное из сочинений мэтра, но уже со второй половины повествование набирает обороты и захватывает читателя. В свою очередь сериал — очень качественная теледрама с хорошими актерскими работами, бодрым темпом, отличными спецэффектами (бедную корову, разрезанную куполом надвое, забыть невозможно) и впечатляющим начальным рейтингом; и даже если бы его не было, Under the Dome уже окупил затраты на производство и вышел на прибыль за счет продажи прав на показ в других странах.
И все-таки наиболее фанатичным поклонникам кинговского романа советуем от просмотра сериала воздержаться (можно огорчиться), а тем, кто от сериала в полном восторге, едва ли стоит браться за чтение книги-первоосновы (можно основательно запутаться). Сам Кинг, правда, счел нужным объявить, что он-де сериалом доволен и все переделки фабулы осуществлены с его личного благословения, но, похоже, писатель лукавит. По сути, сценарист Брайан К. Вон использовал лишь основной сюжетный посыл романа (купол) и часть основных персонажей: у некоторых остались в неприкосновенности имена и внешность, но внутренний мир претерпел метаморфозы.
Зрителя, который все же рискнул прочесть книгу заранее, не покидает ощущение, что прежде связок с романом было больше и сценарий трансформировался уже по ходу съемок — примерно так грамотный портной подгоняет костюм прямо на клиенте. Лишь этим можно, например, объяснить превращения сына Большого Джима, Ренни-младшего. И в книге, и первых эпизодах сериала младший выглядит психопатом, агрессивным и опасным. Однако в романе рисунок роли неизменен вплоть до финала, а в сериале уже к середине первого телесезона концепция резко меняется. И тотчас же молодой человек теряет злодейские черты: вместо упертости маньяка появляется романтическая одержимость влюбленного.
Впрочем, и Ренни-старший первые полсезона шарахается из стороны в сторону. Стивен Кинг — беллетрист старой школы, он не боится прослыть занудой и старается развести добро и зло по полюсам. Сериальный сценарист Брайан К. Вон младше Кинга на три десятка лет, и ему, наоборот, интересно встраивать образ Большого Джима в ряд нынешних «амбивалентных» телеперсонажей. Порой кажется, что актер Дин Норрис, только что изобразивший «положительного» борца с наркомафией в сериале «Во все тяжкие», не стремится выбраться из шкуры копа Хэнка Шредера, а сценарист сознательно потакает ему, нагружая кинговского Негодяя Негодяича рефлексией и чуть ли не рудиментами благородства. К однозначной мерзости Большой Джим придет только в последних сериях сезона, когда авторам придется подхлестывать повествование и волей-неволей лепить полноценного антагониста для Дейла Барбары: подсветить героя теперь можно только на резком контрасте — других рецептов пока не придумано.
Между романом и сериалом есть еще одно и, пожалуй, наиболее принципиальное несовпадение. Дело в том, что Кинг почти до самого финала держит главную интригу — инопланетную природу купола, а сценарист раскрывает карты почти сразу. И понятно почему. Если романиста прежде всего интересует, каким образом поведут себя обычные американцы в необычайных обстоятельствах, то автор сценария с каждой новой серией все больше увлекается затейливой игрушкой — чудо-куполом, который в любой момент может выдать сюрприз и подтолкнуть фабулу в любом направлении.
С одной стороны, сценаристу легче: не надо всякий раз ломать голову над мотивировками (ну кто там разберется в извивах инопланетного разума?), но, с другой стороны, постоянный фактор «бога из машины» оттесняет на периферию сюжета и человеческие конфликты, и самих людей. Такой перекос уже загубил как минимум одну перспективную городскую робинзонаду — теледраму «Иерихон» (Jericho), тоже снятую для CBS. Пока нам рассказывали про то, как горожане выживают в «послеядерной» реальности, сериал держал в напряжении. Но едва авторы решили подключить «теорию заговора» таинственных темных сил, интерес упал вместе с рейтингом. Так что если во втором сезоне «Под куполом» инопланетная тема заслонит все прочие, то третьего сезона попросту не будет.
Через две недели в очередном обзоре речь пойдет о сериале «Оранжевый — новый черный» (Orange Is the New Black). Пайпер Чепмен всегда была законопослушным членом общества, однако ее скоротечный роман с крупным драгдилером привел главную героиню сериала в тюремную камеру. Ей присудили год и три месяца — не такой уж большой срок для опытного «сидельца», но для Пайпер, не привыкшей к ограничению личной свободы и суровому криминальному окружению, это время кажется вечностью. И если героиня не сумеет приспособиться к новым условиям, она сойдет с ума или погибнет.