Все в России знают самолеты марки «Ту» — за XX век было выпущено 18 тыс. разнообразных летательных аппаратов с этими буквами в названии модели.
Не все знают, что это не случайные буквы и не аббревиатура, а первый слог фамилии выдающегося конструктора Андрея Туполева.
Но наследие Туполева больше его самолетов. Благодаря ему десятки конструкторов и инженеров научились строить самолеты. А кому‑то он спас жизнь и здоровье.
Спецпроект

Мир глазами инженера Туполева

Сто лет назад самолеты были деревянными. Чтобы самолет целиком из металла поднялся в воздух — это было тяжело представить не только обывателю, но и ученому. Сегодня блестящие изящные «тушки» — известный всему миру бренд, гордость нашего авиапрома.

Металлический самолет 100 лет назад был фантастикой. Строить целиком из металла бомбардировщики и пассажирские самолеты в СССР начали благодаря русскому инженеру и авиаконструктору Андрею Николаевичу Туполеву.

Личный вклад Туполева в отечественную авиацию огромен. Он опытным путем доказал, что из сплава кольчугалюминия можно строить многомоторные самолеты, и построил такой самолет — первый в мире цельнометаллический тяжелый бомбардировщик ТБ-1 — аж в 1922 году.

Фото: Марк Редькин / ТАССФото: Марк Редькин / ТАСС
Туполев прожил долгую и трудную жизнь, дожив до 84 лет. Под его шефством и непосредственным руководством спроектировали более 100 типов самолетов. Из них 70 пошли в серию.
Фото: Борис Вдовенко / ТАССФото: Борис Вдовенко / ТАСС
На «тушках» и АНТах установили 78 мировых рекордов. Число машин, поднявшихся в воздух благодаря искре Туполева, достигает нескольких сотен.
Фото: А. Хрупов / Фотохроника ТАССФото: А. Хрупов / Фотохроника ТАСС
Множество учеников Туполева возглавили собственные конструкторские бюро и вошли в историю — Петляков, Сухой, Мясищев, Миль, Лавочкин, Королёв и многие другие.

Туполев — одна из тех хрестоматийных фигур, про которые принято говорить заезженным штампом — «его вклад невозможно переоценить». Давайте посмотрим сегодня на генеалогическое древо отечественного авиастроения, чтобы понять — как так вышло. Как Туполев стал отцом современной российской авиации.

«Прогресс авиации обеспечивается коллективным трудом людей».

Андрей Николаевич Туполев
Фото: ChatGPT

Рождение и ранние годы Туполева

Сегодня на месте рождения Туполева — урочище. В 1888 году тут стояло сельцо Пустомазово — небольшая дворянская усадьба. Жили в ней нотариус Николай Туполев и его жена Анна. Отец Андрея был политически неблагонадежным — выходец из семьи сибирских казаков, он был исключен из университета за участие в студенческих беспорядках и выслан из Санкт-Петербурга в Тверскую губернию под надзор полиции. Мать Андрея была дворянкой, окончила Мариинскую женскую гимназию в Твери. На ее приданое родители купили усадебку и занялись там сельским хозяйством.

Анна Васильевна была дамой начитанной, свободно владела немецким и французским, играла на гитаре и фортепиано, писала акварели. Николай Иванович был человеком, что называется, склонным к бурной деятельности — сам выкопал пруд, разбил сад, вел хозяйство.

Андрей был шестым ребенком в семье. Отец обучил его кузнечному делу и столярному мастерству, а читать и писать мальчик научился в церковно-приходской школе. Потом — мужская гимназия в Твери. Из всех предметов труднее всего Туполеву давались языки — по русскому, французскому, немецкому и латыни у него никогда не было оценок выше тройки. Больший интерес у него вызывали точные науки. А еще он обожал делать игрушки.

«Как правило, это были технические игрушки: то я делал по какой-то книге корабль <...> с оснащением, то делал шлюз и поднял воду на какие-то там 400 миллиметров, то построил лодку, которая управлялась при помощи рук».

Андрей Николаевич Туполев
Фото: ChatGPT

Впрочем, гимназию он окончил и поступил в Императорское Московское техническое училище — ИМТУ, будущую «Бауманку».

В стенах ИМТУ Андрей Туполев познакомился с дедушкой русского воздухоплавания — Николаем Жуковским. Действительный статский советник (аналог генеральского чина), опытнейший инженер и математик, Николай Егорович организовал в ИМТУ Воздухоплавательный кружок. Вместе со своими студентами Жуковский строил планер. Из кружка вышли многие известные в дальнейшем конструкторы и профессора — Александр Архангельский и Владимир Ветчинкин, конструктор двигателей Борис Стечкин, создатель вертолетов Борис Юрьев.

В 1910 году Туполев впервые совершил свой первый полет на этом планере — с одного берега Яузы на другой. Но уже через год его арестовала полиция — как некогда его отца, за участие в студенческих беспорядках и распространение революционной литературы. Андрея выслали обратно в Тверскую губернию — тоже под надзор. Газеты даже писали: «Московским охранным отделением произведен ряд обысков и арестов. Арестован студент московского технического училища Туполев, который подозревается в непосредственной связи с петербургским общегородским коалиционным советом». Это была одна из студенческих организаций, занимавшаяся организацией разных стачек и забастовок.

Лишь накануне Первой мировой Андрей смог вернуться в училище и окончить его уже в другой стране, в другую эпоху — в 1918 году. Диплом его был посвящен «Опыту разработки гидросамолета по данным испытаний в аэродинамической трубе». Эксперименты для диплома Туполев ставил в родном Пустомазове.

ЦАГИ и кольчугалюминий

В годы Первой мировой войны Туполев работал в авиационном расчетном бюро и занимался конструированием первых аэродинамических труб. В 1918 году вместе с профессором Жуковским он стоит у основания ЦАГИ — Центрального аэрогидродинамического института, созданного на базе авиационного расчетного бюро и аэродинамической лаборатории МВТУ.

Туполеву в 1918 году 30 лет. Он возглавляет секцию опытного цельнометаллического самолетостроения. В ЦАГИ Туполев доказывает опытным путем — кольчугалюминий способен отлично заменить привычное для тогдашней авиации дерево. Только к кольчуге этот сплав не имел никакого отношения.

Началась эта история в Германии, где разработали сплав алюминия — дюраль, или дюралюминий, по названию города Дюрен.

Фото: JunkersФото: Junkers
В 1917 году фирма «Юнкерс» построила первый цельнометаллический аэроплан Ю-7 (J7). На тот момент самолеты в основном строили из дерева. В 1922 году в ЦАГИ спецкомиссия занимается изучением «Юнкерса».
Фото: АО «Электрокабель» Кольчугинский завод»Фото: АО «Электрокабель» Кольчугинский завод»
На Кольчугинском заводе разрабатывают «наш ответ дюралюминию» — кольчугалюминий. Это сплав, состоящий из дюралюминия с добавлением никеля, иным содержанием меди и марганца.
Фото: WikipediaФото: Wikipedia
С помощью этого сплава в ЦАГИ создают аэросани и речной глиссер, а вскоре — первый в СССР цельнометаллический самолет — АНТ-2. Название — аббревиатура из инициалов Туполева.
Фото: WikipediaФото: Wikipedia
Предыдущий АНТ-1 был самолетом смешанного типа — из дерева и металла.

Туполев верил, что за металлическими самолетами — будущее. К тому же в условиях суровой русской зимы металл будет надежнее дерева. Первый испытательный полет АНТ-2 состоялся в 1924 году — успешно. Спустя месяц на опытном образце уже перевозили пассажиров, он участвовал в воздушном параде над Москвой.

АНТ-2 поднимал в воздух «пилота весом 80 кг; двух пассажиров — 160,7 кг; топливо — 54,9 кг и масло — 4,8 кг; прочие предметы — 11,6 кг». С такой загрузкой дальность полета самолета достигала 750 км при потолке 3 300 метров и максимальной скорости 169 км/час.

Увы, но АНТ-2 так и остался опытным образцом — в стране не хватало для серийного производства ни кольчугалюминия, ни двигателей.

Рекорды АНТов

В 1925 году Туполев создал цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик — ТБ-1. Строили его, как и АНТ-1, в здании ЦАГИ на улице Радио в Москве. Чтобы вытащить самолет на улицу, пришлось разбирать стену дома. До ума машину довели уже на аэродроме. В 1920-е годы Андрей Николаевич инициировал строительство новых корпусов для ЦАГИ, лично прописывая необходимые размеры требующихся зданий и помещений.

Скорость ТБ-1 достигала почти 200 км/ч. Он считался по тем временам одним из лучших существующих бомбардировщиков — а концепция бомбардировочной войны как «войны будущего» господствовала в военной науке 1920-х.

Туполев не сосредотачивается сугубо на многомоторных самолетах — в середине 1920-х под руководством Туполева строят самолет-разведчик АНТ-3 «Пролетарий». — p:В 1926 году АНТ-3 совершает перелеты на много тысяч километров — из Москвы вокруг европейских столиц, в 1927-м — долетает от Москвы до Токио и возвращается обратно.

Туполев, к слову, вплоть до 1928 года все свои детища в воздухе испытывает лично — пока ему не запрещает принимать непосредственное участие в воздушных испытаниях Пётр Баранов, командующий ВВС РККА.

Фото: Интернет-музей российской авиации «Авиару.рф»Фото: Интернет-музей российской авиации «Авиару.рф»
Машины Туполева ставят рекорды — АНТ-7 впервые в истории авиации долетает до Северного полюса. Многоцелевой самолет идет в серию — за несколько лет строят более 400 единиц.
Фото: Репродукция ТАССФото: Репродукция ТАСС
Первый пассажирский самолет — АНТ-9 (на 9 пассажиров). На серийном АНТ-9 «Крылья Советов» совершен большой перелет — 9 тыс. км за 37 часов, из Москвы — в Берлин, Париж, Рим, Марсель, Лондон — и обратно.
Фото: Фотохроника ТАССФото: Фотохроника ТАСС
В ЦАГИ под руководством Туполева создают легендарный бомбардировщик ТБ-3, или АНТ-6. Этот тяжелый бомбардировщик применяется в боях против Японской империи, Финляндии и на протяжении Великой Отечественной войны.
Фото: Фотохроника ТАССФото: Фотохроника ТАСС
Вокруг Туполева и ЦАГИ формируется коллектив из талантливых конструкторов — например, бригада Павла Сухого создает самолет АНТ-25 — РД — «Рекорд дальности». Это был первый в мире самолет, совершивший трансполярный перелет.

Крах «Максима Горького»

Один из самых известных проектов Туполева — его 20-й по счету самолет, АНТ-20. Этот многомоторный гигант был построен в 1934 году и получил имя «Максим Горький».

В 1932 году в СССР отмечали 40-летие творческой деятельности главного советского литератора. В честь него пропагандист Михаил Кольцов и предложил построить «гигантский самолет-агитатор».

К тому времени советская пропаганда давно освоила агитпоезда, и на фоне всемирной авиационной моды возникла идея создать агитсамолет.

Самолет с восемью двигателями, способный вместить до 60 человек, строили целый год на опытном заводе в Лефортово. Потом по частям привезли на Центральный аэродром Москвы на Ходынке и собрали машину на взлетно-посадочной полосе.

Фото: Wikipedia

Размах крыльев АНТ-20 составлял 63 метра, а вес самолета превышал 42 тонны. Полет этого агитсамолета обеспечивался восемью двигателями по 900 л.с. каждый.

Это был уникальный проект, гигантоманский — в мире ничего подобного еще не было.

Но судьба «Максима Горького» оказалась недолгой и трагической — в мае 1935 года во время показательного полета он разбился из-за ошибки пилота другого самолета, летевшего рядом (для съемки кинохроники). Погибли 49 человек.

Тюрьма и шарашка

В 1937 году, 21 октября, Андрей Туполев был арестован НКВД. Вместе с ним под арест попали многие коллеги по ЦАГИ и его конструкторскому бюро.

Потенциальным поводом для ареста могла стать затянувшаяся разработка АНТ-42. Однако обвинили Туполева в участии в заговоре «русско-фашистской партии», якобы передававшей чертежи самолетов французской разведке. Туполеву вменили шпионаж в пользу Франции, подрыв боеспособности Красной Армии и вредительство. Незадолго до этого Туполев был в командировках за границей — перенимал иностранный опыт.

«Из г**на, конечно, можно сделать конфетку. Но это будет конфетка из г**на».

Андрей Николаевич Туполев
Фото: ChatGPT

Весной 1940 года Туполев был приговорен судом к 15 годам лишения свободы и 5 годам поражения в правах с конфискацией личного имущества.

Туполев вместе со своими коллегами — Мясищевым и Петляковым — был направлен на работу в шарашку — особое конструкторское бюро ЦКБ-29 в Болшево. Там под надзором Лаврентия Берии работали репрессированные инженеры. В «шарашке» Туполев с командой создал бомбардировщик Ту-2 — один из лучших самолетов эпохи Второй мировой войны.

Условия в шарашке отличались от ГУЛАГа — к ценным специалистам было особое отношение, поэтому снабжение продуктами обеспечили на сравнительно высоком уровне. Даже не стали выдавать родственникам статус члена семьи «врага народа», что гарантировало бы поражение в правах. Но это всё равно была тюрьма. Туполеву дали задачу собрать команду специалистов, и он старался привлечь к работе тех, кто уже был осужден и оказался в ГУЛАГе — чтобы не арестовывали тех, кто оставался на воле. Так, к примеру, ему удалось вытащить из лагерей Сергея Павловича Королева.

Фото: Wikipedia

Вскоре, после нападения Германии на СССР, зэков-ученых стали постепенно освобождать — с Туполева сняли в 1941 году судимость и освободили досрочно. Однако полностью реабилитирован конструктор был лишь в 1955 году, после смерти Сталина. И даже будучи условно свободным человеком, он был обязан и дальше заниматься работой в ЦКБ-29.

Жизнь и работа Туполева после освобождения

Освободившись из заключения, Туполев продолжал работу. Он продолжал заниматься авиаконструкторством. Его инженерная философия — «Летают только красивые самолеты» — воплощалась в каждом проекте, которым занималось знаменитое ОКБ.

«Прекрасно летают только красивые самолеты, созданные хорошими людьми».

Андрей Николаевич Туполев
Фото: ChatGPT

Из стен туполевского КБ вышло много легендарных машин: Ту-4 (1947, копия американского B-29 для атомных бомб), Ту-16 (1950-е, дальний бомбардировщик, служивший до 1990-х), Ту-95 (1952, турбовинтовой гигант, до сих пор в строю как Ту-95МС), Ту-104 (1956, первый советский реактивный лайнер), Ту-114 (межконтинентальный, 1957), Ту-124, Ту-134, Ту-154 исверхзвуковой Ту-144 (1969, опередивший на несколько месяцев знаменитый французский Concorde).

Туполев, несмотря на возраст и непростую судьбу, оставался бодр и крепок: играл в волейбол, ездил в командировки в США, Францию, Германию.

Внук Туполева — Андрей — вспоминал о деде:

«Я помню деда лет с семи-восьми. На работе он был одним человеком, а дома — совсем другим. В рабочей обстановке мог «приложить» как следует, был единоличным руководителем, можно сказать, авторитарного склада. Дома картина была иной — все вопросы решались вместе с Юлией Николаевной, моей бабушкой. Ее, к сожалению, я в живых уже не застал, но мама рассказывала мне, что, например, всю зарплату Андрей Николаевич отдавал супруге и тут же забывал про деньги. Материальное его вообще мало беспокоило»

Заслуги Туполева перед страной были однозначно огромными. Еще до полной реабилитации Андрей Николаевич стал академиком АН СССР. Был трижды удостоен звания Героя Социалистического Труда (в 1945, 1957, 1972 годах), получил Ленинскую премию (1957), четыре Сталинские премии (1943, 1949, 1950, 1952) и Государственную премию СССР (1971). Отмечен гений Туполева был и за границей – премия Леонардо да Винчи и Золотая медаль Общества французских изобретателей.

Это не считая множества орденов и медалей.

Особой страстью Туполева были автомобили. Маршал Константин Рокоссовский даже подарил как-то после Победы ему «фюрерваген» — трофейный лимузин Геббельса. Как и в случае со многими другими иномарками, Туполев поездил на нем пару лет и передал машину директору Самарского авиазавода. И вообще коллегам всегда старался всеми возможными способами помогать — с квартирами, лекарствами и так далее.

Ученики Туполева

Фото: UAC / Global Look Press

Павел Осипович Сухой

Многие коллеги Туполева, работавшие с 1920-х под его руководством, получали право создавать собственные конструкторские бюро. Одним из них был Павел Осипович Сухой. Молодой инженер пришел в ЦАГИ в 1925 году, попав в бригаду Андрея Туполева. Здесь он участвовал в создании легендарных АНТ-25 и ТБ-3. В 1939 году Сухой стал главным конструктором собственного ОКБ.

Его бюро дало жизнь целой плеяде машин: истребители Су-1, Су-3, Су-5, штурмовик-бомбардировщик Су-2, а позже — штурмовик Су-6, за который Сухой получил Сталинскую премию первой степени. За свою карьеру Сухой создал более 50 моделей самолетов, многие из которых внесли огромный вклад в развитие отечественной и мировой авиации. Его машины установили около 50 мировых рекордов, включая рекорды высоты и скорости. Сухой стал пионером реактивной и сверхзвуковой авиации, а его ОКБ породило такие бренды, как Су-27 и Су-57, ставшие символами мощи современной России.

Фото: Ефремовский художественно-краеведческий музей

Владимир Михайлович Петляков

Другим известным учеником Туполева был Владимир Михайлович Петляков. В ЦАГИ под руководством Туполева он стал одним из главных специалистов по прочности. Его «крыло Петлякова» — методика расчета многолонжеронного крыла — легло в основу бомбардировщика ТБ-1 (АНТ-4) в 1925 году. Его вклад в АНТ-25 («Рекорд дальности») обеспечил успех знаменитого трансполярного перелета Чкалова.

Петляков был арестован в 1937 году и тоже оказался в ЦКБ-29, где создал свой главный шедевр — пикирующий бомбардировщик Пе-2. Разработанный в 1939 году, Пе-2 стал легендой Великой Отечественной: было построено свыше 11 тыс. машин. Трагедия оборвала жизнь Петлякова: он погиб в авиакатастрофе в январе 1942 года, но его самолеты продолжали сражаться.

Фото: Сергей Преображенский / ТАСС

Михаил Леонтьевич Миль

Родился в ноябре 1909 года в Иркутске. Его путь в авиацию начался с планеризма. В ЦАГИ Миль пришел в Сектор особых конструкций, где занимался автожирами — легкими вертолетоподобными машинами — под началом Туполева. Созданный Милем автожир А-7 применялся в ходе исследования Арктики, а также на фронте — в том числе и для ночных перелетов.

Лишь в 1964 году Миль стал генеральным конструктором собственного КБ, создав вертолеты, изменившие авиацию: Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-14 и Ми-24. Его машины установили 60 мировых рекордов, а двухвинтовой гигант Ми-12, прозванный «слоном», поднял рекордные 40 тонн. Ми-4 получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, а сам Миль — престижную премию Сикорского в 1962 году. Вертолеты Миля стали символом надежности и мощи, от гражданских перевозок до боевых операций.

Фото: Сергей Преображенский, Валентин Черединцев / ТАСС

Борис Сергеевич Стечкин

Родился в Тульской губернии. Его путь в авиацию начался в Императорском Московском техническом училище. Позже он стал соратником Андрея Туполева, и без его моторов многие самолёты Туполева не взлетели бы. В годы Первой мировой вместе с Александром Микулиным он разработал бомбометательный прицел для первого в мире многомоторного бомбардировщика «Илья Муромец».

В ЦАГИ под началом Туполева Стечкин стал пионером авиационных двигателей. Его установки турбонаддува позволяли истребителям подниматься на высоты, где обычные моторы задыхались от разреженного воздуха. Стечкин создал целую линейку двигателей:&nbps;от поршневых для ранних АНТов до турбореактивных для послевоенных Ту. Его работы легли в основу моторов для Ту-2, Ту-16 и Ту-95, обеспечив им скорость и надёжность и закрепив принцип — сердце самолёта должно биться без аритмии.

Фото: Фотохроника ТАСС

Владимир Михайлович Мясищев

В ЦАГИ пришел в 1925 году, работая в бригаде Туполева над АНТ-25 и ТБ-3. Его талант проявился в годы войны, когда он возглавил ОКБ-482 и серийный конструкторский отдел на казанском авиазаводе № 22. Мясищев всегда считал себя учеником Туполева, но шел своим путем, создавая тяжелые бомбардировщики.

Его ОКБ-240 разрабатывало амбициозные проекты: бомбардировщики ДВБ-102, ДБ-IV-108, ВБ-109, реактивный РБ-17, а также перспективные ДВБ-202 и ДВБ-302, которые остались незавершенными. Мясищев унаследовал от Туполева страсть к масштабным задачам.

Фото: Фотохроника ТАСС

Сергей Павлович Королёв

Был замечен Туполевым, еще когда тот был студентом МВТУ. А в 1930-х Туполев спас бывшему студенту жизнь — вытащил из ГУЛАГа в свою шарашку. На допросах Сергею Павловичу чекисты выбили 14 зубов, в лагере будущий отец русской космонавтики опух от цинги и едва мог ходить. Назначение в ЦКБ-29 стало для него спасением.

После освобождения Королёв переключился на ракетостроение, став главным конструктором ракет Р-7 и космических кораблей «Восток». Его гений вывел в космос первый спутник и Юрия Гагарина. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Королёв сам воспитал плеяду ученых, продолживших его «звездное» дело.

Фото: Фотохроника ТАСС

Семён Алексеевич Лавочкин

в ЦАГИ работал чертежником и конструктором под началом Туполева. В 1935 году вместе с Сергеем Люшиным Лавочкин создал свой первый самолет, а позже возглавил собственное ОКБ. Его истребители ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7 стали рабочими лошадками и легендами Великой Отечественной войны. В ЛаГГ впервые в истории был применен композитный материал — дельта-древесина, которая не горела вообще. По легенде, Сталин пытался поджечь ее с помощью своей трубки — но не преуспел.

После войны Лавочкин первым в СССР применил стреловидное крыло в реактивных истребителях. Его ОКБ выпустило Ла-9, Ла-11, Ла-15, а также опытные машины Ла-150, Ла-152, Ла-154, Ла-160, Ла-176, Ла-200 и Ла-250 с двигателями РД-10.

Фото: Владимир Яцин / ТАСС

Алексей Андреевич Туполев

Нельзя не упомянуть и Алексея Андреевича Туполева. Сын родился в Москве в 1925 году и стал достойным наследником великого конструктора. После окончания МАИ он пришел в ОКБ отца, где занялся развитием семейства Ту-16, Ту-22, Ту-22М и Ту-95. В 1957 году Алексей возглавил отдел «К», созданный для разработки сверхзвукового пассажирского Ту-144 — первого в мире самолета такого класса, опередившего Concorde.

За модификацию Ту-154Б Алексей получил Ленинскую премию. После смерти отца в 1973 году Алексей возглавил ОКБ, столкнувшись с вызовом: не посрамить имя великого отца. Он справился. Под его руководством ОКБ продолжило работу над Ту-144, Ту-160 и Ту-204. Ту-160, «Белый лебедь», стал пиком его карьеры, воплотив завет отца нашей авиации: «Летают только красивые самолеты».