Таиланд
Азия 1970-х была поразительно богата всевозможными музыкальными проектами. Лейбл Molam, процветавший в Таиланде в то время, выпустил тысячи релизов местных музыкантов от Лаоса до Северного Таиланда, где исполнители аккомпанировали себе на тростниковой губной гармошке, электрическом органе и электрогитарах. Лейбл Molam для тайцев то же самое, что для афроамериканцев Motown. Времена психоделики остались самым выразительным этапом в истории тайской рок-индустрии.
Доминиканская Республика
В этих местах сложились два характерных музыкальных стиля. Меренге — быстрый и веселый танец под ударные гуиро и тамбора. Бачата — более медленный с размером четыре четверти и печальным содержанием песен, где исполнитель повествует о страданиях, неразделенной любви и жизненных невзгодах. Алекс Буэно — один из самых известных представителей этих музыкальных направлений во всем Карибском бассейне, основавший в 1980-е популярный эстрадный оркестр Orquesta Liberacion.
Египет
Классик национальной египетской музыки Солиман Гамиль родился в 1924 году и всю жизнь до 1995 года исполнял, сочинял и собирал музыку Египта. В его поздних записях наряду с традиционным вокалом, ударными и духовыми встречаются элементы электроники, а альбом A Map Of Egypt Before The Sands можно считать авангардным по композиторским приемам и общему звучанию. Гамиль писал также музыку для театра и кино. Говоря о Египте, нельзя не упомянуть певицу Умм Кульсум, актрису, автора стихов и вообще Людмилу Зыкину для всего арабского мира. Вспоминая ее мощное контральто, многие до сих пор считают ее самым выдающимся исполнителем на Ближнем Востоке XX столетия. В 1970 году Умм Кульсум приехала на гастроли в СССР, но концерт не состоялся, так как в Египте умер Гамаль Абдель Насер, и она срочно вернулась в Каир.
Индия
Бегум Парвин Султана уже 30 лет является хранительницей традиций североиндийского классического вокала. Для индийской музыкальной среды она Галина Вишневская, только живая и страшно уважаемая на всех иерархических уровнях индийского общества. Еще во времена СССР дива посещала нашу страну в составе правительственных делегаций Индиры, а затем Раджива Ганди. Парвин Султана в этом году выступила в Большом зале Московской консерватории вместе с супругом Мохаммадом Дильшадом Ханом — главным в стране исполнителем индийской раги.
Куба
Термин «чаранга» обычно применяют к традиционным кубинским ансамблям, которые в 1940-х годах стали исполнять особую танцевальную музыку. Это не только ча-ча-ча, а целая культура, выдающимися представителями которой являются участники Orquesta Aragón. Во время выступлений, где звучали ча-ча-ча, румба, данцон и онда-ча, скрипач Алехандро Томас Вальдес танцевал, так что на Западе оркестр считали полноценной шоу-группой. Orquesta Aragón играет до сих пор и базируется в Гаване — последний альбом коллектива The Lusafrica Years Lusafrica вышел в 2009 году. Первый — в 1955-м.
Вьетнам
Saigon Rock & Soul: Vietnamese Classic
Сайгонский рок — мечта для коллекционеров раритетов соул-психоделики начала 70-х. Каждый трек — мини-шедевр эйсид-рока с органчиком, фанк-грувами и надрывной лирикой о войне и любви, а также любви вместо войны. Все альбомы этой волны были записаны в самодельных студиях и даже на объектах армии США на 45-дюймовки в то время, когда во Вьетнаме бушевала война. Вьетнамцы переняли не только звучание, но и лайфстайл — секс, наркотики, рок-н-ролл. Традиционная тан-нхак («современная музыка» буквально) приняла все пришедшие с Запада рок-традиции — на улицах Сайгона звучали электрогитары, Джеймс Браун, серф-рок и радиохиты лейбла Motown. Больше такого подъема и сколь-нибудь интересных рок-проектов в истории Вьетнама не наблюдалось. Вечная память командам и исполнителям: Elvis Phuong, Hung Cuong, Mai Lei Huyen, Le Thu, Thai Thanh, Giao Linh, Mai Lei Huyen, The CBC Band.
ОАЭ
Miami Kuwaiti Band - Al Hamdellah Washefnakom
Интересной музыки в Арабских Эмиратах немного. Для ОАЭ в основном характерны такие проекты, как Hussein al Jasmi, Rashid al Majid, и другие аравийские «стасы михайловы», поющие за деньги песни про «хабиби» для туристов и женщин. Поэтому лучше послушать кое-что из репертуара кувейтского квартета Miami Band, который умеет аутентично исполнять подлинную арабскую музыку, но чаще снимает в торговых центрах клипы в духе Praise you Fatboy Slim, чтобы попасть на местный музыкальный канал. То, что звезда лейбла Sublime Frequencies Омар Сулейман сириец, не мешает ему звучать в унисон всему Ближнему Востоку. Поющего на свадьбах артиста открыл миру американский энтузиаст world-music Марк Гергис. Теперь Сулейман пишет ремиксы для Бьорк и озвучивает треки проекту Gorillaz. Хорошим дополнением к Сулейману станет классика иракской танцевальной сцены 80-х Choubi Choubi! — проект, не щадивший только появившиеся тогда в стране драм-машины, а также иранский эмбиент этих лет Sohar.
Мексика
Molotov назвали себя так в честь известного коктейля — как хип-хоп- и рок-формация, возникшая в 90-х. Они поют о политике, коррупции, социальной несправедливости. Их песни изрядно сдобрены нецензурной лексикой на испанском и английском и пропитаны энергетической музыкальной смесью в духе Rage Against The Machine, что является визитной карточкой группы. В Molotov четверо усатых мексиканцев, которые всегда готовы «навалять» какому-нибудь американцу, позволившему себе расистское высказывание. Дважды группа распадалась, но собиралась вновь — в России Molotov с успехом выступили уже пять раз.
Индонезия
Четверку Koes Plus называют «Битлами Индонезии», потому что это самая известная за пределами страны группа. Koes Plus можно считать классикой попсы 1970-х — они создавали хиты по калькам западных образцов, использовали тот же инструментарий, сценическую расстановку Jackson Five и гитарные соло, пришедшие из Вудстока. Эпохальными балладами всей индонезийской поп-культуры можно считать Manis Dan Sayang и Tjintamu Telah Berlalu. Треку Pentjuri Hati позавидовал бы сам Хендрикс. Также в связи с этой географической точкой нельзя не упомянуть азиатского короля песенного жанра дангдут (смеси арабской, индийской и малайской музыкальных традиций) Радена Ирама, имя которого тесно связано с культурой арабской рабочей молодежи острова Ява.
Италия
Богаче и влиятельнее в отношении музыкальных традиций страны, чем Италия, в мире нет. Любая мировая столица, особенно Москва, закормлена как минимум Верди и в меньшей степени — первыми итальянскими композиторами, которые стали основателями классической школы. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина — один из крупнейших полифонистов эпохи Возрождения, по плодовитости к которому может приблизиться только Бах, — более 100 месс, около 180 мотетов, гимны, магнификаты, духовые и светские мадригалы. Чудесные и бесстрастные мотеты Палестрины нам, воспитанным на романтизме, кажутся ангельским пением с неожиданными мажорами в конце и приятно диссонирующими иной раз вокальными партиями. Он один из первых официальных композиторов, кто осмелился писать музыку на светские тексты, — его «бытовые» мадригалы можно считать основой всей нашей светской песенной традиции.
Испания
Несмотря на богатую фольклорную традицию, Испания главным образом торгует своей электронной музыкой — большим куском культа рейвов, связанных с таким местом, как Ибица. Cреди конвейерной электроники из различных клубов вроде Pacha и Zen можно выделить одного хорошего человека — это диджей и продюсер Хосе Падилья, который с 1975 года живет на острове. В 1991 году Падилья стал резидентом известного заведения Café del Mar, где туристы встречают закаты под easy-listening. С 2002 года Падилья собирает компиляции максимально приятной для прослушивания музыки под брендом Café del Mar, куда попадает лучшее (в виде даунтемпо и эмбиента, разумеется) из U2, Coldplay, Lamb, Moby и других известных артистов.
Франция
Джейн Биркин — мама Шарлотты Генсбур и бывшая супруга Сержа Генсбура. Хоть родилась она в Лондоне, ее настоящая музыкальная родина — Франция, ее имя носит даже линия сумок бренда Hermès. В 1966 году Джейн снялась в знаменитом фильме Антониони «Фотоувеличение», в котором не побоялась предстать перед камерой обнаженной — ее мать поддержала этот поступок. Позже Биркин стала такой же все понимающей матерью для Шарлотты. Когда ей было чуть больше 20, Джейн сбежала во Францию. Дальше, как известно, начался страстный роман, и появился бессмертный гимн любви Je t’aime… moi non plus («Я люблю тебя… я тебя тоже нет»), записанный с ее супругом Сержем Генсбуром. Слушая альбом Ex fan des sixties 1978 года, песни для которого написаны Генсбуром, можно оказаться во Франции, даже сидя на диване в московской квартире.
Германия
Дюссельдорфская четверка Kraftwerk — это не только революция в электронике, но и целая культура стиля вообще — от причесок до синтезатора Polymoog. Альбом Autobahn 1974 года стал переломным моментом в современной музыке в целом, продемонстрировав возможности синтезаторов и электроники того времени, — гипнотический трек Autobahn длится более 22 минут и занимает целую сторону пластинки. Kraftwerk одними из первых использовали вокодер и создавали композиции только при помощи синтезаторов и позже — компьютеров. Группа работала с холодными компьютерными страстями, их музыка похожа на восхитительное математическое уравнение — они являются яркими представителями нового в то время стиля краут-рок, положившего начало синти-, электро- и впоследствии техно-попу.
Чехия
Постдабстеп из Праги Post-hudba по проникновенности больше напоминает питерскую группу IFWE — про любовь, беспечность молодых девушек, городские порты, зиму и одиночество. Два парня — Доминго и Том (разумеется, псевдонимы) называют свою музыку экзистенциальным попом и делят обязанности между написанием текстов и оформлением их глитчем, битом, больше похожим на сердцебиение, и электронной педалью. Эпическая электронная баллада Barikády с альбома Artefakty, кажется, должна быть написана на берегах Невы, но в Праге тоже есть свои тоскующие поэты.
Финляндия
Почему Jimi Tenor тенор? Потому что у него есть теноровый саксофон, на котором он отлично импровизирует. Вообще финну Ласси Осмо Тапио Лехто ничего не оставалось, как сократить свое заковыристое имя для всеобщего понимания, и тогда Джими, к 2000-м уже гастролирующий с группой Jimi Tenor & His Shamans и записавший сольник, наконец попал в анналы легендарных лейблов Warp Records и Kitty-Yo. Так дебют Джими Тенора как экспериментатора и ботаника с надрывом в сердце, спевшего призывным голосом Take Me Baby, состоялся для всего мира. А еще Джими кинорежиссер и дизайнер модной одежды.