Драма
Театр о театре
Таланты и поклонники
Реж. Миндаугас Карбаускис. Театр Маяковского
Дебют Миндаугаса Карбаускиса на сцене Театра Маяковского после назначения его художественным руководителем. Очередная попытка разобраться в актерской природе и механизмах театрального мира, символом которого в сценографии Сергея Бархина становится поворотный круг. В роли Саши Негиной приглашенная из МХТ Ирина Пегова — очень русская, в ситцевом платье, совершенно не соответствующая привычным представлениям об этой героине Островского. Спектакль выдвинут на «Золотую маску-2013» в номинации «Работа режиссера».
Девятьподесять
Реж. Никита Кобелев. Драматург Саша Денисова. Театр Маяковского
Девяностолетняя история Театра Маяковского в рассказах его заглавных персонажей и героев второго плана: Всеволода Мейерхольда, объясняющего задачи нового театра; Алексея Попова, уговаривающего актеров изучать правду рабочей жизни на заводах Урала; Александра Гончарова, приводящего в смятение всех и вся своим легендарным криком; актеров, монтировщиков, буфетчиц, костюмеров, рассуждающих о магии театра. Живая, эмоциональная и остроумная «документальная драма в гардеробе», как создатели определяют ее жанр.
Смена поколений. Очень русская история
Год, когда я не родился
Реж. Константин Богомолов. Театр п/р Олега Табакова
Еще один претендент на «Золотую маску» в номинации «Работа режиссера». Пьеса Виктора Розова «Гнездо глухаря», по которой поставлен спектакль, — о застойных 70-х. Богомолов сместил акценты, зарифмовав с днем сегодняшним. Спектакль Константина Богомолова — не столько о времени, сколько о смене и преемственности поколений, о ложных, фальшивых ценностях. О том, что нынешнее общество напрямую наследует брежневской эпохе с ее стареющими, теряющими власть чиновниками и чекистами, готовыми эту власть подхватить.
Приз Эдинбургского фестиваля
Как вам это понравится по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь»
Реж. Дмитрий Крымов
Название спектакля — такая же игра слов, как и «Гамлет» по пьесе «Отелло». От шекспировского «Сна» в постановке остался лишь эпизод о несчастной любви Фисбы и Пирама, который ремесленники разыгрывают перед Герцогом. А все остальное — фантазия, сон. О любви и влюбленных, об актерах и зрителях, о театре и жизни. Причудливый калейдоскоп из оперных арий, эквилибристики и даже танца маленьких лебедей сплетается в остроумный, динамичный спектакль, взявший главный приз Эдинбургского театрального фестиваля.
Долго ничего не понятно, но очень интересно
Горки-10
Реж. Дмитрий Крымов. Школа драматического искусства
И еще одна игра слов и смыслов — любимый прием Дмитрия Крымова. В одном спектакле встречаются Ильич, Дзержинский, герои Розова, Вишневского, старшина Васков и его «бойцы», Микки-Маус и Чебурашка. Крымов, как всегда, блестяще жонглирует метафорами и политическими мифами прошлого и настоящего. В списке «Золотой маски» постановка значится в трех номинациях: «Работа режиссера», «Работа художника», «Спектакль малой формы».
Последний спектакль Фоменко
Театральный роман (Записки покойника)
Реж. Петр Фоменко, Кирилл Пирогов. Мастерская П. Фоменко
Петр Фоменко часто давал возможность своим актерам попробовать себя в качестве постановщиков. «Театральный роман» вышел из этюдов артиста Кирилла Пирогова, который и исполнил в спектакле роль издателя Максудова. Театр обратился к булгаковскому тексту 24 года спустя после набора Петром Фоменко курса в ГИТИСе, который впоследствии стал «Мастерской Фоменко», в момент, когда появилась опасность «забронзоветь», «стать памятником самому себе». После ухода мастера этот вопрос для «фоменок», пожалуй, еще более значим.
О кризисе веры современника
Язычники
Реж. Валерия Суркова. Театр.doc
Обычная семья. Обычное непонимание и нежелание слушать и слышать друг друга. Музыкант-неудачник муж, вечно раздраженная жена-риэлтор, 18-летняя дочь, которая либо слушает музыку, закрывшись от всех в своей комнате, либо хамит. До предела атмосферу накаляет верующая свекровь, неожиданно появившаяся в доме после долгих лет паломничества по монастырям. Отрицание веры сменяется утверждением, а потом языческим хаосом, в котором беспорядочно разбросаны ее осколки.
Возвращение Любимова
Бесы
Реж. Юрий Любимов. Театр Вахтангова
Первая постановка Юрия Любимова после ухода из Театра на Таганке, которым он руководил почти полвека. «Бесы» по Любимову — это не только предсказание катастрофы 1917 года, а то, что происходит с миром сейчас. Из формальных отсылок к настоящему моменту в спектакле только белые растяжки с лозунгами, которые в финале становятся саваном для раскаявшегося нигилиста Шатова. А почти четырехчасовая постановка — консервативным манифестом-предупреждением против любой «революционности».
О власти. Булгаков под брехтианские зонги
Зойкина квартира
Реж. Кирилл Серебренников. МХТ им. Чехова
Булгаковскую сатиру на нравы НЭПа Серебренников осовременивает, легко перекладывает на наши реалии. Впрочем, достается не только власти, но и «вшивой интеллигенции», и пролетариям. В постановке звучат брехтианские зонги — песни берлинского кабаре 1920-х годов, новые тексты для которых написали Игорь Иртенев и Владислав Маленко. Серебренников очень грамотно и осмысленно использует возможности видео, анимации и спецэффектов, что добавляет зрелищности спектаклю.
На стыке жанров
О мифах в реальности
Метаморфозы
Реж. Давид Бобе, Кирилл Серебренников. Седьмая студия. Проект «Платформа»
Сложная, физически затратная хореография, интеллектуальность и зрелищность. «Метаморфозы» Овидия путешествуют сквозь время, стилистику и государственные границы. Постановка — не стилизация античности, а соединение мифа и современности. Изначально спектакль собирались ставить по мотивам компьютерной игры Mortal Combat — потом пришли к Овидию в постиндустриальном пространстве. Пространстве, в котором существуют если не тела, то души современного человека.
Опера в постановке хореографа
Четыре квартета
Постановка Олега Глушкова. Седьмая студия. Проект «Платформа»
Визуализировать цикл из четырех поэм Элиота, наполненных символизмом цвета, чисел, ритма и времени, непросто. Стихи и сценическая пластика здесь становятся продолжением музыки. Квартету американских и русских актеров — Казимиру Лиске, Одину Байрону, Инне Сухорецкой и Кириллу Вытоптову удается раскрыть самые неочевидные сюжеты и метафоры сложнейшего текста. Средством становится синтетический театр композитора Александра Маноцкова и режиссера Олега Глушкова, построенный на заведомом несовпадении языков.
Танец
Современная хореография
Первая вспышка
Хореография Йормы Эло. Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
Финн Йорма Эло — один из самых востребованных мировых хореографов. Во многом благодаря умению сочетать классику и современный танец. «Первая вспышка» на музыку Яна Сибелиуса — один из лучших его балетов, где Эло виртуозно работает со сценическим пространством и светом и создает непредсказуемый хореографический и ритмический рисунок. Здесь нет традиционных дуэтов или соло, как нет главных и второстепенных движений. Спектакль сложен как для исполнения, та и восприятия. Этим и интересен.
Sleepless (Бессонница)
Хореография Иржи Килиана Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
Какими тонкими нитями связаны движение в пространстве и движения души? Всегда ли мы отдаем себе отчет в том, от чего и к чему мы движемся? В этой постановке Килиан исследует отношения сознания и бессознательного. Участники каждого из четырех дуэтов постоянно меняются ролями — и уже невозможно сказать, кто же из них реален, а кто живет где-то в мире теней. Ткань минималистского балета эфемерна, как сон. Как электронная музыка немецкого авангардиста Дирка Хаубриха по мотивам произведений Моцарта, на музыку которых он поставлен.
Классика XX века. Просто красиво
Драгоценности
Хореография Джорджа Баланчина. Большой театр
Хореографический триптих классика бессюжетных балетов XX века. Балет 1967 года состоит из трех независимых частей: «Изумруды» на музыку Форе, «Рубины» на музыку Стравинского и «Бриллианты» на музыку Чайковского. Стилистически каждая из них отражает особенности трех главных балетных школ: французской, русской и американской. Зрелищный, радующий глаз балет и исторический экскурс одновременно. Впрочем, стоит быть готовым к неоднородному исполнению — еще ни одной труппе мира не удавалось станцевать все три части одинаково блистательно.
Классическая опера
Традиционно. Зрелищно
Травиата
Реж. Франческа Замбелло. Большой театр
В афише Большого театра «Травиаты» Верди не было двенадцать лет, что для серьезного оперного театра несолидно. Теперь есть — традиционный, роскошный спектакль без современных вольностей, на которые Большому пеняли после премьеры «Руслана и Людмилы» и возобновления «Золотого петушка». Хотя не обошлось без некоторых хронологических подвижек: действие разворачивается в 1900-е годы, ряженых испанок на балу у Флоры с успехом заменяют танцовщицы кабаре, а Альфред разъезжает на велосипеде.