20533
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22824
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12103
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3815
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8158
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6728
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4049
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2983
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12099
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9529
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7536
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7953
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5314
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4064
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3151
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3077
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4023
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2870
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2889
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4396
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3822
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2685
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2310
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4372
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4368
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2870
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2929
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3362
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3136
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2976
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3182
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5598
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4073
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3711
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3136
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
02:26 17/08/2012 Алена Солнцева 0 23

Шекспиру и не снилось. И Гоголю тоже

Прогнозы на сезон: в московских театрах грядут бури

 

Департамент культуры снова опровергает — никаких решений тут принято быть не может без согласия театра, сегодня возглавляемого Валерием Золотухиным, и без консультаций с Юрием Любимовым. Но как ни пытаются работники департамента смягчить ситуацию, все, кого это касается, понимают главное: перед многими долгожителями на постах художественных руководителей и директоров театров нависла реальная угроза. Обозреватель «МН» Алена Солнцева, отрешившись от эмоций и не комментируя слухов, обрисовывает контуры реальной проблемы, стоящей сегодня перед театральным миром.

Театр-дом и труппа-семья

В Москве 88 театров только городского подчинения. Есть еще федеральные — Большой, Малый, МХТ… У каждого театра есть здание. Здание надо содержать — обогревать, ремонтировать. Все это делается на бюджетные деньги. Но здание — важная часть концепции русского репертуарного театра, который в недавно принятом Госдумой документе объявлен национальной ценностью. Театр — дом, твердят все с дедовских времен. Театр — дом, а труппа в нем — семья. А у семьи есть глава — художественный руководитель. Эта схема работает со времен Художественного театра и его студий, она неизменна, даже если театральными родителями работают не Станиславский и Немирович, не Мейерхольд, не Ефремов и не Любимов. Впрочем, Юрий Петрович Любимов, в прошлом сезоне покинувший созданный им театр из-за конфликта с артистами, казалось бы, тут не пример. Но только на первый взгляд. Театральные драмы — как разводы, так и мучительно длящиеся союзы — возможны именно потому, что в сознании театрального люда нет большей ценности, чем репертуарный театр.

Прообразами нынешнего репертуарного театра являются с одной стороны русский императорский театр, который существовал за счет казны, с другой — Московский Художественный театр, который был товариществом на паях, но на самом деле жил по большей части на деньги меценатов. Антрепризные театры, которых в дореволюционной России было большинство, существовали совсем по другой схеме — они создавались на время, зависели от вкусов публики и закрывались, как только прекращались заработки.

В 1922 году большевики приняли было решение закрыть Большой и Мариинский театры как слишком дорого обходящиеся государству рабочих и крестьян. Однако тогда бывшие императорские театры отстояли, а к тридцатым годам формула «театр–дом», который должно содержать государство, была столь же привычной, как лозунги Октябрьской революции. «Дом» следует понимать как в идеальном смысле — семья, содружество, духовная общность, так и в самом буквальном — здание, отданное коллективу в долгосрочное пользование.

Один из духовных отцов самого понятия «репертуарный театр» Владимир Иванович Немирович-Данченко утверждал, что срок жизни самого лучшего театрального коллектива — около пятнадцати лет. После этого срока надо все менять, но, как правило, не получается. Если существование театра зависит не от количества зрителей и выпускаемых спектаклей, а обеспечивается бюджетными вливаниями, то кто решится, например, уволить артистов, проработавших в этом театре несколько десятков лет. Находятся такие люди, которые возражают: ведь увольняют же на пенсию работников из других организаций. Но, сами подумайте, разве это одно и то же — уволить из организации и выгнать из дома?

Проблемы московских театров в основном связаны с системой репертуарного театра, не менявшейся с советского времени. Тут не произошло никаких изменений — театры сегодня работают точно так же, как и в СССР.

Любовь по контракту

Вернее, работали, потому что с января 2011 года их обязали в соответствии с общими правилами о госучреждениях выбрать между бюджетной и автономной формой. Впрочем, не слишком понятно, к чему это еще приведет. Существенной реформой был бы перевод работников театра на контрактную систему. Как сказал Владимир Путин еще в бытность премьером, «решение принято, вопрос, в какие сроки это будет сделано». Пока же контракт заключает только руководитель театра, худрук и (или) директор, и то до последнего времени договоры были бессрочные. С труппой и другими работниками срочные контракты заключают в очень небольшом количестве театров.

В принятой в 2011 году «Концепции развития театрального дела» нет пункта про обязательную контрактную систему для труппы. Договорились только о ежегодной аттестации, что, по мнению специалистов, вряд ли существенно поможет. Отсутствие контракта делает труппы разросшимися и неэффективными. Уволить актера очень сложно, что бы по этому поводу ни считали сами актеры.

Вот что говорит директор Театра им. Ермоловой Марк Гурвич: «В репертуарных театрах множество пожилых артистов, которые не играют спектакли, но и увольнять их нельзя. Они могут подать в суд и дело выиграют, поскольку их занятость в театре зависит исключительно от администрации театра. В суде сработает классический прием: дескать, я готов играть в спектаклях, но режиссеры меня не занимают. То есть юридически они будут правы».

Самому Марку Гурвичу придется уже в сентябре разруливать конфликты, которые неминуемо начнутся, стоит только недавно назначенному худруку Театра им. Ермоловой Олегу Меньшикову объявить о своих планах и соответственно о переменах в труппе.

Совсем свежий худрук Театра им. Гоголя Кирилл Серебренников только заикнулся о грядущих реформах — и вот уже часть труппы выступает с письмом, где в первую очередь взывает о сохранении традиций и, конечно же, в первую очередь о сохранении репертуарного театра.

Увеличить число театралов на треть

Департамент культуры Москвы намерен все же вести решительную кампанию по изменению положения в театрах.

Руководитель департамента культуры Сергей Капков старается выработать критерии, по которым будет оценена деятельность театров. Их может быть несколько. Успех у публики, конечно, великая вещь, но какими средствами он достигается, тоже немаловажно. Успех у критики — это тоже серьезно. Фестивали, премии… Конечно, все это тонкие материи, но в театре, как ни странно, на самом деле все знают, кто чего стоит. Дутых репутаций тут почти нет.

Чиновники могут обманываться, только если сами этого хотят. Как произошло в петербургском департаменте культуры, когда едва ли не весь бюджет был передан одному театру — именно тому, который посетил Владимир Путин. Но все же это скорее исключение.

История с Кириллом Серебренниковым, которого назначили худруком в Театр Гоголя с внезапностью дворцового переворота, что вызвало множество конспирологических версий, на самом деле имеет простое объяснение. То, что Театр Гоголя давно является нарицательным именем для плохого театра, — увы, общее место. Сергей Яшин, работавший в этом театре не одно десятилетие, конечно, мог надеяться, что реформы его не коснутся, но реально был одним из главных кандидатов на вылет.

С другой стороны, раз дела театра так запущены, раз у него совсем нет своей публики, вдохнуть в него жизнь можно только очень радикальным способом. И в этом смысле Кирилл Серебренников вариант вполне подходящий — его спектакли всегда заставляют о себе говорить, как к ним ни относись. К тому же неудобное для обычной публики расположение театра в его случае скорее плюс: «Курская» и окрестности — знакомое место для молодых и продвинутых зрителей, тех, кто привык посещать центр современного искусства «Винзавод», где в последний год как раз и развивалась экспериментальная театральная деятельность Серебренникова с его «Платформой».

Беда в том, что когда перемены долго не происходят, от них отвыкают и любые, даже самые естественные движения воспринимают в штыки.

Юрий Соломин, худрук Малого театра, убежден: «Русский театр не готов к таким переменам. Он не готов к работе на контрактной основе, слабо готов к многочисленным финансовым конкурсам и так называемым тендерам. А готов к государственной поддержке». То есть, по сути дела, находится в инвалидном состоянии. Понятно, что те, кто проработал в театрах по многу лет, привыкли к этому и меньше всего хотят что-то менять. Тем более что перемены наверняка ухудшат их личное положение, но совсем не обязательно улучшат положение театра.

А меж тем руководство Москвы ставит перед собой амбициозную задачу: увеличить количество людей, посещающих театры, хотя бы на треть. Сейчас их, по подсчетам экспертов Капкова, около 2 млн. При этом город тратит на театры около 11 млрд руб. (это почти столько же, сколько в этом году потрачено на городские парки). И хорошо бы привлечь в театр молодежь. И расширить театральное пространство, которое сегодня существует только в самом центре.

То ли еще будет

Так что не одному Сергею Яшину придет уведомление о расторжении контракта. К сожалению, и Кириллов Серебренниковых на всех не хватит.

И как бы не оказались пророческими слова художественного руководителя Театра на Малой Бронной Сергея Голомазова. На недавнем сборе труппы он объявил о начале «театральной революции, свидетелями которой нам предстоит быть в ближайшие три-четыре года». А когда кто-то из актеров стал возмущаться спектаклями Константина Богомолова, нового «анфан террибль» российской сцены, Голомазов пообещал: «Я вас уверяю, что вскоре в этом городе появятся творения молодых режиссеров, в сравнении с которыми творчество Богомолова покажется вам рождественской сказкой».

Но вряд ли «старая гвардия» так легко с этим смирится. В театральном мире борьба архаистов и новаторов проходит очень нервно. Письма власть имущим актеры охотно писали во все времена, и письмо актеров Театра Гоголя Путину, где назначение Серебренникова рассматривалось как «мощный толчок к гибели российского театра» — только первая ласточка. Тектонические сдвиги неизбежно сопровождаются бурями и ураганами.