Во-первых, позаботились о детях: в декабре — балет «Мойдодыр» в постановке Юрия Смекалова. Предыдущий балет для малышни («Чиполлино») был поставлен на этой сцене в 1977 году, так что это событие редкое и ожидаемое (по театру уже ходят анекдоты о соперничестве балерин за роль Мочалки). А в январе английский режиссер Энтони Макдональд с нашими дирижерами Александром Соловьевым и Алексеем Богорадом поставят маленькую оперу Равеля «Дитя и волшебство». В сюжетах есть некоторое сходство: и там и там на непослушного ребенка ополчается мебель (у Равеля еще и домашние животные), но, конечно, все кончается хорошо. Предварять «Дитя и волшебство» в вечер спектакля будет бриттеновское «Путешествие по оркестру», специально предназначенное для первого знакомства с классической музыкой.
Подумали о юношестве — Большой участвует в придуманном Василием Бархатовым проекте «Лаборатория современной оперы», в рамках которого юные режиссеры ставят новые сочинения — 12 и 13 сентября на Новой сцене споют «Франциска» Сергея Невского (режиссер Владимир Бочаров, дирижер Филипп Чижевский). Следующая мысль была о консерваторах — людей, считающих, что на сцене должно быть буквально воспроизведено место действия, эпоха, костюмы и т.п. (бороды так бороды, купола так купола), ждет в следующем июне капитальное возобновление «Царской невесты» (режиссером назначена Юлия Певзнер, за пультом Василий Синайский). В балете же тех, кто полагает, что «раньше все было лучше», поприветствует в ноябре «Иван Грозный» Юрия Григоровича. В 1975 году спектакль шокировал либеральную интеллигенцию: князь Андрей Курбский, обличавший припадочного царя, был выведен уголовником-отравителем, а душивший бояр голыми руками властелин изо всех сил радел за Россию. В девяностые балет, естественно, исчез из репертуара, а теперь снова приходит его время.
Рядом с тиранолюбом появляется тираноборец: Юрий Любимов в декабре выпускает свою версию «Князя Игоря». Патриарх отечественной режиссуры, по слухам, довольно решительно обошелся с музыкой — а убеждать публику в его правоте будет Василий Синайский. Значительно бережнее с врученной им оперой поработает итальянская команда — в марте в репертуаре появится редкий для нашей сцены образчик оперы бельканто «Сомнамбула» Беллини (режиссер Пьер Луиджи Пицци и дирижер Энрике Маццола). И наконец, абсолютно всем предназначена уже в октябре запланированная «Травиата» — и музыка хорошо народу знакома, и режиссер непыльный (Франческа Замбелло, что уже ставила в Большом «Турандот» и «Огненного ангела»), оркестр же поведет француз Лоран Кампеллоне.
Балетом «для всех» станет 4 октября «Аполлон Мусагет» — баланчинский шедевр наверняка возьмет в плен и поклонников «чистого танца», и любителей историй (тут она вполне есть — бог выбирает из трех любимую музу и ею, естественно для балета, оказывается Терпсихора). Также нет сомнений в том, что всеобщим любимцем в июле 2013-го окажется сочиненный 45 лет назад «Онегин» Джона Крэнко — классическая мелодрама, в которую превратился пушкинский роман, в некоторых местах явно заставит усмехнуться российских зрителей, но отлично сконструированные роли дадут возможность блеснуть многим нашим артистам. Самые же громкие балетные события грянут в марте: в один вечер состоятся мировая премьера «Весны священной» в постановке Уэйна Макгрегора (его Chroma стала сенсацией прошлого сезона) и российская премьера Apartment Матса Эка.
Эта «Квартира» или «Апартаменты» (в Большом еще не определились с переводом, на пресс-конференции в шутку предложили также варианты «Общежитие» и «Пентхаус») — спектакль, поставленный шведским гением в Парижской опере двенадцать лет назад. Разбросанные по сцене детали обстановки (в одном углу плита, в другом дверь, в центре гордо красуется унитаз, который никто не использует по прямому назначению) становятся рамкой для монологов и диалогов такой степени экспрессивности, что публика наблюдает за взаимоотношениями соседей в современном доме как завороженная. В Парижской опере Apartment танцуют суперзвезды — будем надеяться, что в Большом его не сочтут слишком рискованным экспериментом и не сбросят на энтузиастов из кордебалета.
Еще в сезоне приедут «Балет Бежара» (1–7 апреля), театр Пины Бауш (8–14 апреля) и Финский национальный балет (15–21 апреля). А самой громкой оперной гастролью станет визит «Ла Скала» — собственно, с него 6 сентября и начнется сезон.