Много лет организаторы крупнейшего ежегодного российского феста собирали программу из выступлений отечественных трупп. Идея была в том, чтобы показать все, что есть в стране, по возможности лучшее, но в принципе уж как получится в конкретный год. Теперь «Цех» изменил своим правилам, и вышло как с кинематографом: более впечатляющая иноземная продукция вытеснила многих отечественных производителей из поля зрительского внимания.
Спектакли наших трупп не исчезли совсем из программы феста, но в значительной степени были перенесены в Кострому (в этом году «Цех» впервые проходил одновременно в двух городах, а именно этот областной центр был выбран потому, что именно там базируется одна из лучших наших компаний — «Диалог данс»). В Москве же работали поляки и итальянцы, а также те из российских сочинителей, что без проблем вписываются в международный контекст.
Это, конечно, Татьяна Баганова с ее «Провинциальными танцами» и «Диалог данс». Баганова, кажется, преодолела кризис бесформенности, самым печальным знаком которого была ее «Спящая красавица», и Sepia, сотворенная в Штатах для American dance festival, вернула нам прежнюю сочинительницу танцев почти магических. Взяв песок в качестве рабочего материала (сухая субстанция течет из подвешенных над сценой сосудов, летит, растирается ногами по полу), хореограф напомнила нам о прежних своих работах, где ее друзьями становились вода и снег. Нечто первобытное, очень женское и очень правдивое отражается в багановской «Сепии» — то шаманство, что кино ищет в Азии; ну, собственно говоря, в танце почти то же самое — Екатеринбург ровно на границе Европы и Азии и находится.
Что касается костромской труппы, то это ровно противоположный вектор: «Диалог данс» выпускает спектакли принципиально европейские. По стилю движения (сдержанность, в которой чувствуется тайная сила), по обязательно присутствующей рефлексии, по чувству юмора, с которым рассказываются даже самые строгие сюжеты. На этот «Цех» костромичи привозили Punto di fuga — копродукцию с итальянской труппой Zerogrammi, и спектакль, в котором четыре парня отвоевывали пространство сцены друг у друга, убедил публику в том, что его не случайно выдвинули на «Золотую маску» будущего года. Занятно, что на фестивале можно было увидеть и «вторую серию» спектакля — итальянцы сделали «продолжение», Pasto a due, уже без участия наших танцовщиков, и противостояние оказалось более резким, словно это наши люди не позволяли туринцам перейти какие-то границы.
Поляки привезли некоторый аналог «авторского кино» — любопытные, но непростые для зрителя (а порой просто безжалостные к нему) спектакли. Чистые исследования движения, вызывающе нетеатральные ходы (с возможностью долгих пауз, когда на сцене вообще ничего не происходит). Итальянцы более думали о публике, выдавая совершенно завораживающую «картинку». Одним из лучших спектаклей феста стали «Печальные тропики» обитающей во Флоренции компании Виргилио Сиени.
Спектакль назван в честь одноименной книги Клода Леви-Стросса и стал попыткой передать впечатления европейца от слегка сонной, странной, волшебной реальности сельвы. На сцене воспроизведено то мутное влажное марево, что стоит в тропическом лесу; героини появляются за экраном как тени и, оказавшись уже перед экраном, как тени и движутся. Логика непонятна, движения загадочны, взаимоотношения людей неясны. Главное, что передано, — это то, что логика, несомненно, есть, вот только для нас непостижима. Образ «инакости» — есть в этом что-то не от «Аватара» даже, а от «Соляриса». Понятно, что итальянская программа стала возможна для «Цеха» благодаря Году Италии в России. Можно ли теперь надеяться, что в следующем декабре в честь аналогичного года привезут немцев? Незацикленность на чисто российских спектаклях стала очень хорошим решением для феста.
Европа, Азия и тропики
В Москве закончился фестиваль современного танца «Цех»
Наверх