20402
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22737
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12052
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3803
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8083
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6699
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4033
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2971
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12029
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9493
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7475
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7910
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5286
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4045
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3141
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3067
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4013
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2859
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2876
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4379
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3814
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2683
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2306
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4352
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4335
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2857
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2919
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3346
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3121
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2967
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3168
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5568
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4060
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3700
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3125
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
15:40 28/01/2014 Соня Шпильберг 0 234

Назад в будущее: из чего растет русский контемпорари-арт

В галерее фонда культуры «Екатерина» открылась выставка «Реконструкция 2»

Кирилл Каллиников

Выставка «Реконструкция 2»

Место: фонд культуры «Екатерина»
ул. Кузнецкий Мост, д. 21/5, под. №8, вход с улицы Большая Лубянка
Время проведения: 24 января — 23 марта

— Чем отличается арт-процесс первой половины 90-х от второй?

— Материал, который анализировали во время работы над выставкой и книгой куратор Елена Селина и я, объективно распался на две части — граница четко пролегла посередине десятилетия. Сезон осень 1995 — весна 1996 года оказался рубежным, и очень символично, что в первую часть «Реконструкции» вошла последняя экспозиция в старом помещении Галереи Гельмана. Это была состоявшаяся в сентябре 1995 года выставка Юрия Шабельникова и Валерия Кошлякова Fuocoso, в процессе которой художники буквально сожгли интерьер галереи, как бы завершив героический период — первый этап становления современного русского искусства фактически из ничего. В этом как раз отличие первой половины 90-х от второй — сначала все преисполнены надежд и энтузиазма, строят утопическое сооружение под названием «художественный рынок» и горизонты раскрываются бескрайние. Но к 95-му году наступает усталость от постоянного преодоления финансовых, чисто бытовых трудностей. 

Художники буквально сожгли интерьер галереи, как бы завершив героический период — первый этап становления современного русского искусства фактически из ничего

Экономика — одна из причин тех изменений, которые произошли к середине 90-х. Росли арендные цены, жизнь дорожала. Если для создания большой инсталляции Дмитрия Гутова и Екатерины Андреевой «60-е: еще раз про любовь» в 1993 году понадобилось всего 100 долл. — а между тем это большая работа на три зала Центра современного искусства! — то к середине 90-х такая инсталляция стоила бы несравнимо дороже. Исчезают меценаты, которые поначалу поддерживали галереи, появляются новые — и они предъявляют свои требования к художественной ситуации. В начале 90-х один и тот же художник, выставляясь в двух разных галереях, мог позволить себе быть разным, а спустя несколько лет он вынужден закрепить за собой свой стиль — он сам пытается быть узнаваемым и иметь определенное качество, потому что работает на рынок, существующий лишь в потенции. 

—  А как изменился потребитель искусства?

— Виртуальный, магический покупатель, которого не было раньше, во второй половине 90-х начинает обретать умопостигаемые черты, проявляет вкусы — и художнику ничего не остается, как этим вкусам соответствовать. Художники начинают работать серийными линиями. До 95-го года работы были более экспериментальными, пространственными, встроенными в сложный для понимания, интересный контекст, который невозможно разъять на товар. Вторая половина 90-х — время производства по большей части линейных и плоскостных проектов, каждая часть которых может быть продана. Во второй части выставки «Реконструкция 2» гораздо больше работ, висящих на стенах. Любопытно, что при этом художественное сообщество как бы замирает в более-менее устойчивой позиции, а инфраструктура обретает некоторую материальность. В художественном сообществе поднимается проблема качества, ведь инфраструктура предъявляет свои требования к художнику. 

Для создания большой инсталляции Дмитрия Гутова и Екатерины Андреевой «60-е: еще раз про любовь» в 1993 году понадобилось всего 100 долларов

Итак, многие галереи закрываются. Те, что выживают, начинают работать иначе, становятся более требовательными к тому, что выставляют. Об этом стагнировании среды можно судить по фотографическому фризу Владимира Фридкеса — московская «арт-тусовка» начинает укрепляться в своих границах. 

— Как эта обширная тусовка стала официальным российским арт-сообществом?

— В начале 90-х на московскую художественную сцену вышло много новых молодых лиц, которые выстраивали ситуацию в диалоге со старшими поколениями, сделали искусство более ярким. Вторая половина 90-х — время замыкания художественной среды. В этот период художественный круг, который мы теперь именуем современным искусством Москвы, жил замкнуто, не было сторонних притоков, новые имена начинают появляться ровно в 2000 году — заметим, этой датой завершается выставка, — когда в художественную среду «вторгаются» выпускники курсов «Новые художественные стратегии» — это образовательная программа, которую затеяли Центр современного искусства Сороса и Институт проблем современного искусства. Именно первый выпуск курсов составил наше искусство нулевых — Ирина Корина, Елена Ковылина, Михаил Косолапов, Елизавета Морозова, Наталья Стручкова, Виктор Алимпиев, Ростан Тавасиев, многие другие. Так, на излете, 90-е обретают новое лицо в новых экономических обстоятельствах, выжив в финансовом кризисе 98-го.

В галерее Фонда культуры «Екатерина» открылась выставка «Реконструкция 2»

— Если говорить о новых институциональных структурах, то в это время происходит формирование и неких рыночных опор?

— В арт-индустрии, как и в любой другой, выживают сильнейшие: те, кто выжил во второй половине 90-х, продолжают в той или иной степени работать сегодня. Другой знаменательный маркер сезона-95/96 — весной 1996 года состоялись два знаковых события, определивших дальнейшую жизнь московского искусства. В апреле прошел организованный Ольгой Свибловой 1-й Московский международный месяц фотографии (фотобиеннале), который анонсирует триумф новой технологии. С этого момента фотографией начинают увлекаться все, она становится самым демократичным из всех способов художественного высказывания. Тогда же в Москве проходит первая всерьез продуманная ярмарка современного искусства «Арт-Москва», которая составляет конкуренцию «Арт-Манежу» и становится главной ярмаркой современного искусства России. Страна и искусство так учились жить и строить в новых экономических обстоятельствах, меняется стиль, структура современного искусства.

— Что происходило в среде жанров — как коммуницировали концептуализм и акционизм, к примеру, которые процветали в первой половине 90-х?

— 96-й год — время практического завершения акционистской практики. Триумф московского акционизма — 1993–1995 годы. Дальше движение идет на спад. Бренер уезжает из страны, чтобы прогреметь на всю Европу своей акцией в музее «Стеделийк» с картиной Малевича «Белый квадрат на сером фоне», Кулик переходит к созданию фотосерий и все меньше заметен как акционист, Осмоловский обращается к кабинетным способам работы. Затем будет небольшой всплеск в 1998–1999 годах, но он практически завершится после акции «Неправительственной контрольной комиссии» на Мавзолее Ленина, которая называлась «Против всех». Потом было долгое затишье, перформанс как технология уходит в тень, становясь не столько искусством жеста, сколько искусством исполнения, и возрождается уже в 2010 году в так называемом артивизме. Концептуализм никогда никуда не исчезал — ни в первой половине 90-х, ни во второй. И сейчас он актуален. Он всегда занимал место, уготованное историей, и служил фундаментом для всей художественной ситуации, поводом для полемики с ним и одновременно фоном для того, чтобы начинались новые движения в сторону будущего.

Молодым художникам прежде всего нужно понимать, из какого «сора» растут их собственные цветы

— Как внутренние изменения в нашей арт-среде повлияли на внешний имидж российского искусства?

— Западное художественное сообщество продолжает интересоваться русским искусством очень ограниченно. После спада моды на советское искусство, который произошел в начале 90-х, некий уровень интереса есть, он невысок, но стабилен. В разных странах постоянно проходят выставки русского искусства. Но Россия не очень заметна на западном рынке. Русские галереи осторожно участвуют в международных арт-мероприятиях, надеюсь, будут активнее в следующем десятилетии. Однако в 1990-е именно западная художественная система выстраивала нашу историю — иностранное финансирование позволило провести выставки музейного уровня на базе, например, коллекций отдела новейших течений музея-заповедника «Царицыно», которым руководил Андрей Ерофеев в те годы. Организованные Ерофеевым выставки проходят в Японии, Германии, Франции. Кстати, в Германии в 1996 году проходит крупный фестиваль московских галерей, который называется «Россия без музея современного искусства». Первые музейные экспозиции, посвященные современному русскому искусству, открываются уже в Москве тоже в 2000 году, что по-своему символично. В РГГУ в 2000-м открывается «Музей «Другого искусства» — коллекция Леонида Талочкина, тогда же открывается первая постоянная экспозиция Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу, где впервые в музейном контексте были показаны произведения московских художников-нонконформистов 1960–1980-х и современных художников. Процесс музеефикации, который подспудно шел все 90-е годы, завершился именно в 2000 году.

В галерее Фонда культуры «Екатерина» открылась выставка «Реконструкция 2»

— У проекта «Реконструкция» есть еще и образовательная программа. Вы участвуете в ней?

— В новом сезоне я продолжу читать в «Гараже» серию своих лекций «1990-е: год за годом». Также я участвую в подготовке встреч с главными представителями московской художественной сцены 90-х. Осенью у нас в «Гараже» прошли творческие вечера художников, имевших отношение к легендарной Галерее в Трехпрудном, была встреча с Сергеем Шутовым, в этом полугодии, я надеюсь, нам удастся пригласить к себе таких героев 90-х, как Виктор Мизиано: мы хотим все-таки отметить 20-летие «Художественного журнала», которое надо было отмечать в 2013 году, но мы чуть-чуть сдвинули юбилей. Мизиано, Марат Гельман и многие другие строители искусства декады появятся на образовательной площадке «Гаража» в рамках большого проекта, посвященного становлению современного русского искусства и являющегося по сути комментарием к выставке «Реконструкция 2». 

В именном указателе двухтомника, который издан к выставке, по моим подсчетам, упомянуто около 900 участников художественного процесса и порядка 80 институций 1990-х

— Чем проект интересен самим художникам?

— Молодым художникам прежде всего нужно понимать, из какого «сора» растут их собственные цветы. Сегодня на художественную сцену выходит поколение, родившееся в начале 90-х. Они приходят в художественный мир со своими вновь открытыми америками и изобретенными велосипедами, не зная, что происходило в тот момент, когда они делали свой первый шаг под стол. «Реконструкция 2» — серьезный музейный и образовательный проект. Я считаю, что выставку необходимо смотреть всем, кто так или иначе интересуется современным искусством, — это те опоры, на которых базируется нынешняя художественная ситуация России. В именном указателе двухтомника, который издан к выставке, по моим подсчетам, упомянуто около 900 участников художественного процесса и порядка 80 институций 1990-х. Книга вместе с выставкой и архивными видеоматериалами, которые демонстрируются на мониторах, — это энциклопедия истории искусства десятилетия, и мне кажется, что шанс прочитать ее целиком надо обязательно использовать. 

 

В галерее Фонда культуры «Екатерина» открылась выставка «Реконструкция 2»

Что смотреть на «Реконструкции 2» 

Сергей Братков. Дети

В галерее «Риджина» в 2000 году харьковский художник и фотограф Братков представил экспозицию «Дети», которая вызвала живой интерес публики и в особенности критики, — дети были сняты в образах порочных взрослых, курящие, развратно одетые, излишне накрашенные. Зритель перед этими образами невольно ставит себя на место родителей и неизменно остается возмущенным. Но для разнообразия можно смотреть не только детей, но и клише, которые кажутся неотъемлемой частью «красивой» взрослой жизни.

Михаил Ухов, Петр Филиппов, Стас Шурипа. УраНовый проект

Поп-арт-проект, основанный на плакатной эстетике, стал утверждением рекламы как симулякра искусства и был показан впервые в Айдан-галерее в 1996 году. Художники сформировали новую версию реализма — такого «неонового», оставив за собой способность изображать идеи, а не вещи. 

Фото: РИА Новости, Кирилл Каллиников

Александр Бродский. Утопическая канализация

В 1995 году инсталляция была представлена в «Риджине» и представляла собой (как, впрочем, и сейчас) 15 канализационных люков, трубу, идеальные ряды свисающих ламп и бурлящий «саундтрек» — все это должно расслоить понимание зрителем слова «утопия», которое художник разбивает на прозаически бытовые подтексты. 

Группа АЕС. Москва—Берлин: далее везде... АЕС — свидетели будущего

В Галерее Гельмана в 1996 году Татьяна Арзамасова, Лев Евзович и Евгений Святский выставили работу, которая переосмысляет мир в промусульманской парадигме, где ни одно явление мира светского не эквивалентно себе самому. АЕС в виде инсталляции представили будущее и настоящее, где крупнейшие и самые демократичные города мира живут по исламским законам. В оригинале к проекту прилагались футболки и открытки со статуей Свободы в чадре.

Дмитрий Гутов.  Шостакович — памяти Соллертинского

Инсталляция в виде пуль, приваренных к стальной проволоке, была показана на выставке, приуроченной к пятилетию Галереи Гельмана в 1995 году. Проект был создан в 1993 году на фоне штурма Белого дома. «Трио памяти Соллертинского», посвященное выдающемуся русскому и советскому музыковеду, было написано Шостаковичем в 1944 году, когда Соллертинский погиб в эвакуации. Инсталляция связывает время, музыку, войну, являющих одинаково знаковые столпы русской истории.

Виктор Пивоваров. Действующие лица

Представитель московского концептуализма представил свою работу в 1997 году в галерее Obscuri Viri. Это почти учебник по истории неофициального московского искусства, где атмосфера и сами участники процесса «творческого брожения» запечатлены в особой, искаженной действительности — на рисунках вполне читаются Кабаков, Холин, Булатов и другие «действующие» лица.

Фото: РИА Новости, Кирилл Каллиников

Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Вдохновение

Кровь, ромашки, пули, небесная синь и геройская плоть — шестиметровая картина-восторг о «мочить в сортире» и последствиях чеченской кампании была выставлена в XL-галерее в 2000 году. Картина стала примером радикальных идей, предложенных в рамках имитации традиционных художественных приемов.