Дарья Пархоменко, куратор, директор и художественный руководитель Laboratoria Art&Science Space, заведующая лабораторией «Инновационные научно-художественные исследования» НИФХИ им. Л.Я. Карпова. Выпускница социологического факультета МГУ. С 2006 года занимается междисциплинарными проектами на границе искусства и науки. В 2007-м в Manchester University защитила диссертацию «Проблемы и перспективы включения Science Art в контекст мирового актуального искусства».
За нежно-сиреневыми воротами в переулке Обуха находится точка притяжения российского сайнс-арта (от англ. science art — научное искусство). Лабораторию, где нет традиционных микроскопов и белых халатов, пять лет назад создала Дарья Пархоменко. Ее проект — это место, где появляются идеи. «Сайнс-арт — это прежде всего искусство взаимодействия, — говорит Дарья, — вариантов сотрудничества много: художник может попросить найти ботаника, который занимается определенными сорняками, или работать с ученым долгое время, когда они постоянно находятся в диалоге».
Идея сделать проект, посвященный льду, появилась у Дарьи после участия в арктической экспедиции — в 2010 году она целый месяц провела в плавании на старинной шхуне в архипелаге Шпицбергена, исследуя ледники.
«Лед — это информация о прошлом и о будущем, в каком-то смысле это гарантия стабильности нашей планеты, — объясняет Дарья Пархоменко. — Лед на катке или в холодильнике — примитивный лед, который не кажется нам особо интересным. На выставке важно увидеть тот его вид, который перестает быть обыденным, — это особенный материал, который показывает вещи в другом ракурсе».
Наука, политика, экономика и творчество — каждый из 16 арт-объектов, представленных на выставке, можно соотнести с одной из этих категорий. Но строгая классификация не всегда уместна. Например, на улице у входа в лабораторию немецкая художница Агнес Мейер-Брандис установила палатку, внутри которой — настоящая скважина глубиной в 120 метров. Стоит только опустить сенсорный датчик в отверстие, как на экране тут же появляются электронные человечки, а в наушниках начинает звучать музыка северных народов.
В небольшом зале лаборатории целую стену занимает несколько планшетов — это комплексная карта льдинки, за которой в течение одного дня наблюдала художница Софья Гаврилова. Вместо химических параметров анализу подвергаются прозрачность и страх перед неизбежностью. «Меня всегда убивало, что картография имеет исключительно практическое назначение, — говорит Софья, — мне захотелось сделать что-нибудь абсурдное — я взяла кусочек льда и решила показать не его химические свойства, а то, что я в нем вижу, изобразить свои поэтические переживания».
В нескольких шагах от карты находится криофон — чтобы услышать мелодию, вам придется подкормить его кубиками сухого льда. Звуковая инсталляция саунд-художника Дмитрия Морозова aka ::vtol:: устроена так: при попадании в воду твердый лед превращается в газ — эти изменения фиксируют специальные датчики и отправляют сигнал процессору, генерирующему звуки.
В соседнем зале вас встречает «Черный лед» — так назвала свое произведение из стекла и зеркала художник Мария Кошенкова. О самом коварном виде льда она услышала от научного консультанта выставки, гляциолога Андрея Глазовского. На специальной вводной лекции он рассказывал художникам о различных видах льда и что в нем измеряют гляциологи, о жизни ледников и их обитателях — ледяных червях. «Черный лед часто появляется, когда идет переохлажденный дождь, — рассказывает Андрей Глазовский. — Капли, попадая на землю, сразу замерзают. Возникает прозрачный, очень плотный и очень скользкий лед — совершенно невидимый и очень опасный».
Человек в свою очередь тоже представляет опасность для льда. На проблему тающих ледников Антарктики обращают внимание Марко Пелихан и Мэтью Бидерман — авторы научной мини-станции CDPDU. В режиме реального времени можно наблюдать, как меняются толщина плавучего льда, температура океана и другие показатели.
Художник Леонид Тишков представил серию графических работ о современном состоянии Арктики. На одном из рисунков можно разглядеть логотипы крупных нефтяных концернов, которые раньше вели добычу нефти на арктическом шельфе. А найденный художником на помойке ободранный глобус — красноречивая метафора современного состояния планеты.
Андрей Глазовский, кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник отдела гляциологии Института географии РАН. Изучает оледенение Арктики, образование айсбергов, изменение площади и объема ледников, внутреннее строение ледников, дистанционные методы. Работает на Шпицбергене, Земле Франца-Иосифа, Новой Земле, Тянь-Шане
Многие художники лично участвовали в северных экспедициях. Исчезающие миражи, которые встретил в Антарктиде художник Александр Пономарев, вдохновили его на проект «Архитектура миражей». Вместе с архитекторами Ильей Бабаком и Алексеем Козырем он спроектировал «плавучие музеи». Реагируя на внешние изменения, они могут менять свое положение с вертикального на горизонтальное и перемещаться между материками.
«Лаборатория льда» — это место, где можно обдумать свое отношение к окружающей среде и изменениям, которые происходят с планетой в последнее время. «Человеку хочется укрыться в свой мирочек и не замечать того, что происходит в мире, — говорит Андрей Глазовский, — рядом с нами находится гигантский ледяной остров — Гренландия. Чуть дальше — Арктика и Антарктика, два здоровенных холодильника. Их площадь 30 млн кубических километров. Это громадный запас холода, пресной воды. Когда ледник тает, он меняет свойства океана. Это, в свою очередь, влияет на климат, на процесс взаимодействия океана и суши — а значит, и на нас всех».
Следующий этап проекта — экспедиция на Землю Франца-Иосифа. Ее результаты покажут будущей зимой на выставке Zone Zero в Манеже.
На протяжении работы выставки «Лаборатория льда» можно будет посмотреть кино и поучаствовать в дискуссии.
18 декабря в «Лаборатории» покажут фильм «Экспедиция на край света» Даниэля Денсика, 20 декабря «Встречи на краю света» Вернера Херцога.
16 января документальный фильм «Книга тундры. Повесть о Вуквукае – маленьком камне» представит режиссер Алексей Вахрушев.
22 января Эммануэль Дюран и Наталья Бабинцева представят свой фильм «Координаты утопии».
Выставка работает до 15 февраля в Laboratoria Art&Science Space (переулок Обуха, 3).