«Ной»: жить или не жить — вот в чем вопрос
Историю о Всемирном потопе, уничтожившем все человечество, и Ноевом ковчеге, где «каждой твари по паре», пересказывать нет смысла: все ее и так знают. Но как ее экранизировать, притом что Ветхозаветный текст, посвященный Ною, весьма невелик и неподробен? Аронофски, для которого это первый крупный голливудский проект, вместе со сценаристом Эри Хенделом, в разных качествах участвовавшим почти во всех его картинах, придумали (а также заимствовали из других частей Книги Бытия) дополнительных персонажей и многие сюжетные ходы, превратив «Ноя» на первый взгляд в семейную драму. На самом же деле — в размышление о человеческой природе.
У Ноя в фильме, как и в Книге Бытия, трое сыновей: Сим, Хам и Иафет. Сима и Хама изображают молодые актеры, которые уже успели приобрести известность: Дуглас Бут и Логан Лерман. Первого можно было увидеть в последней экранизации «Ромео и Джульетты» с Хейли Стейнфелд, второй был д’Артаньяном в «Мушкетерах» Пола У.С. Андерсона, Перси Джексоном в серии фэнтези-фильмов и партнером Эммы Уотсон (с которой он встретился и на съемках «Ноя») по картине «Хорошо быть тихоней». Самого Ноя играет Рассел Кроу, его жену — Дженнифер Коннели, их придуманную приемную дочь Илу, найденную полуживой в начале фильма, — Эмма Уотсон, деда Ноя Мафусаила — Энтони Хопкинс. Набор, как ни крути, внушительный.
Если говорить о минусах фильма, то стоит упомянуть, во-первых, невыразительного в роли старшего сына Сима Дугласа Бута: он чересчур слащав и стерилен. Впрочем, и играть ему особенно нечего. Во-вторых, сцены с животными выглядят довольно комично. Хотя в основном это общие планы, представители фауны кажутся слишком «компьютерными», а сцены их прибытия на ковчег вызывают иронию.
При всем при том «Ной», безусловно, радует глаз. Например, замечательны пейзажные съемки (натуру снимали в Исландии). Очень хорош короткий эпизод о шести днях творения, во время которого вспоминаются сцены из «Древа жизни» Терренса Малика (хотя там все было сделано совсем по-другому). Запоминается графичный кусок, в котором Ной и его жена изображены в виде темных силуэтов. Отчасти «Ной» напоминает «Властелина колец» — похожими пейзажами и персонажами. Шестирукие падшие ангелы, закованные в камень, которые помогают Ною и строить ковчег, и биться с войском, атакующим его (ни того ни другого не было в Библии), вызывают в памяти энтов — живые деревья из экранизации Толкиена.
Тотальная греховность человека, из-за которой Бог решил уничтожить все живое, показана в фильме Аронофски весьма выразительно. Так, Туваль Каин (актер Рей Уинстон), потомок Каина, который упоминается в Книге Бытия, но не в истории о потопе, убивает отца маленького Ноя прямо на его глазах. Когда Ной построит ковчег, Туваль Каин со своими людьми попробует захватить его, чтобы спастись. В поселении, где они ожидали начала потопа, чтобы напасть на Ноя, царили жестокость и насилие — в том числе над женщинами. Юные девушки лишались своих семей, которые уничтожали.
Ной следует указанию Бога и не берет в ковчег никого из людей, кроме членов своей семьи. Но в этом-то и заключается один из главных конфликтов фильма. В Ветхом Завете написано, что каждый из сыновей Ноя взял в ковчег свою жену. В картине Аронофски жена есть только у Сима: это та самая приемная дочь Ноя Ила. Но она бесплодна. У Хама и Иафета никого нет. Первый от этого страдает, второй — слишком мал для таких мыслей. Ной поначалу обещает найти жен для сыновей, но потом отказывается от своего обещания. Те будут вынуждены продолжать жизнь после конца света в одиночестве. Перед потопом Хам знакомится с чудесной испуганной девушкой, лишившейся родных, во враждебном поселении. Но трагическим образом ее теряет, чему отчасти поспособствовал Ной. Помимо всего прочего, понятное дело, такое положение вещей означает, что человечество вымрет, несмотря на то что Ной с семьей переживет потоп. Главный герой этому только рад: в процессе подготовки к потопу он приходит к выводу, что греховны и заслуживают смерти не только потомки Каина, но и потомки Сифа — он сам и его родные. Ной считает, что он и его сыновья тоже греховны, а значит, Бог на самом деле хочет, чтобы люди исчезли с лица земли навсегда.
Ной считает, что он и его сыновья тоже греховны, а значит, Бог на самом деле хочет, чтобы люди исчезли с лица земли навсегда
С одной стороны, все поступки Ноя (а дальше последует еще одно, совсем уже бессердечное намерение) объясняются его решимостью выполнить волю Божью. С другой стороны, чем дальше, тем меньше ему симпатизируешь. Он становится подобен религиозному фанатику, кажется, что цель, к которой он идет, не оправдывает средства. Показанные во всей своей мерзости потомки Каина, наверное, заслуживают смерти. Но не стоит забывать и о множестве невинных душ, которые Ной отказывается забрать с собой. В библейском тексте сказано: «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» — намека на то, что не все были такими, нет. Очеловечив эту историю, придав ей конкретики, Аронофски заставляет задуматься не только о том, правильно ли поступил Ной, позволив умереть всем людям во время потопа, но и о том, правильно ли он поступил, не дав все-таки вымереть человеческому роду вообще. Если даже самый праведный человек на свете может быть таким жестоким, заслуживает ли человечество жизни? Приходишь к крамольной мысли о том, что, возможно, Ною и стоило довершить задуманное и закончить историю людей на земле. Страшные грехи и преступления снова наводнят планету: достаточно вспомнить хоть события давней истории, хоть события современности. Да и как могло быть по-другому, если новый мир строился на костях погибших людей? Вероятно, Даррен Аронофски не вкладывал такой радикальный смысл в свой фильм, но воспринимается он именно так. Католическая церковь, правда, картину официально признала: папа римский встретился с Расселом Кроу и благословил «Ноя».
«Реквием по мечте»: неистребимая греховность человека
«Реквием по мечте» — второй полнометражный фильм Даррена Аронофски, снятый в 2000 году. Он невероятно популярен как в США (на данный момент находится на 76-м месте в списке лучших фильмов всех времен на сайте IMDb.com), так и в России (кажется, значится как один из самых любимых у доброй половины пользователей «ВКонтакте»). Зрительская любовь зачастую вызывает вопросы о качестве картины, но в данном случае все справедливо.
«Реквием по мечте» рассказывает о паре влюбленных (Джаред Лето и Дженнифер Коннелли) и их друге (Марлон Уайанс), которые подсели на наркотики и, кроме того, пытаются заработать деньги, продавая их. Мать героя Лето (уже пожилая Эллен Берстин) тоже, сама того не ведая, пристрастилась к наркотикам. Одинокая женщина, которую так редко навещает сын, получает приглашение поучаствовать в своей любимой телепередаче. Она мечтает появиться на телеэкранах в своем обожаемом красном платье, в которое уже не влезает, рассказать о своем, как она считает, образцовом сыне и завоевать зрительскую любовь. Отказаться от еды она не может (хоть и старается), поэтому прибегает к снижающим аппетит таблеткам. В них содержится наркотическое вещество, о чем она не догадывается. Постепенно она погружается в ад наркотических видений и сумасшествия. У троицы друзей свои проблемы, но, конечно, тоже связанные с наркотиками и тоже заканчивающиеся катастрофой.
«Реквием по мечте» бьет наотмашь по органам чувств. Ставшая знаменитой музыка и дерганые монтаж и ритм фильма ударяют по нервам. На мучения героини прекрасной актрисы Эллен Берстин вообще как-то неудобно (и неприятно) смотреть. Своей энергией и стилистикой «Реквием по мечте» напоминает картины Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Финальные эпизоды шокируют не на шутку и запоминаются навсегда.
Но самое интересное в фильме заключается в том, что это отнюдь не предсказуемая история с моралью «детки, употреблять наркотики — очень плохо». Понятно, что плохо, но дело не в этом. «Реквием по мечте» — своеобразная предыстория и одновременно послесловие «Ноя». Главные герои здесь в конечном итоге оказываются жертвами жестоких людей, которые не сжалятся ни над кем, сделают хуже, даже если и хотели, как лучше, и воспользуются положением, не проявив ни грамма сострадания к попавшим в беду. Да-да, это то самое человечество, которое должно было полностью преобразиться после Всемирного потопа. Но как-то не вышло. Вот и страдают теперь не самые плохие люди не столько от собственной слабости и неправильного выбора, сколько от бесчеловечности окружающих.