20540
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22829
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12104
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3815
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8159
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6729
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4049
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2983
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12101
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9530
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7537
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7954
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5314
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4064
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3151
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3077
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4023
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2870
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2889
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4396
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3822
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2685
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2311
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4372
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4369
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2870
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2929
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3362
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3137
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2977
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3183
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5598
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4074
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3711
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3136
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
13:34 18/02/2014 Алена Солнцева 0 37

Физиология власти

Новый спектакль Владимира Мирзоева исследует патриархальное общество и истоки тоталитаризма

www.facebook.com/vozvrasheniedomoi

Режиссер Владимир Мирзоев всегда хочет найти такие метафоры, которые бы действовали на подсознание зрителя, гипнотизировали его, таинственным образом подключали к некой системе ассоциаций. Если это происходит, зрители чувствуют себя счастливыми, но так до конца и не осознают, что именно они пережили — Мирзоев в спектаклях ничего не формулирует. Поэтому те, кто ждет обобщений, уходят разочарованными: им все-таки хочется понять, про что им рассказывают, к  чему, какой в этом смысл?

Новый спектакль Мирзоева «Возвращение домой» по пьесе Гарольда Пинтера (с Максимом Сухановым и Максимом Виторганом в качестве хедлайнеров) сразу вызвал большой интерес. После успеха фильма «Борис Годунов» и ярких выступлений в прессе Мирзоев и Суханов  привлекли к себе особенно много внимания. К тому же премьеру предварял заманчивый анонс: театр сообщал, что сама постановка  окажется лишь предлогом для  постспектакля, куда лекторий «Прямая речь» приглашает публику «подискутировать после представления в обществе известных политиков». Ведущие, среди которых были заявлены Дмитрий Быков, Виктор Шендерович и Александр Архангельский, должны были вступить «в диалог с залом на темы дня сегодняшнего и поделиться прогнозами о развитии сюжета нашей с вами жизни в «светлом завтра». Так что многие подумали, что на этот раз в театре Мирзоев продолжит свои яркие политические высказывания, которые он делает последнее время. То есть это впрямую будет спектакль про сегодняшний день, с аллюзиями и шутками, что-то вроде «Идеального мужа» Богомолова, где все очевидно и понятно.

Это мужское общество, где покорность достигается демонстрацией силы, где сила — главное, о чем отец постоянно напоминает сыновьям

Но Мирзоев-то делает совсем другой театр. Особенно когда берет такую пьесу Пинтера, про которую и в момент ее первого появления в 1965 году британские критики уже наговорили много неприятного. Что сюжет непонятный, мотивы неясны, в поведении главной героини нет никакой логики, что автор слишком увлекается фрейдизмом, что персонажи звероподобны… Кажется, что Мирзоев всех этих критиков прочел, потому что убрал из спектакля все, что могло бы привязать его к реальному миру, к быту, к истории семьи с лондонской окраины, куда после шести лет отсутствия возвращается старший сын Тэдди. Зато звероподобия, утрирования, гротеска режиссер добавил щедрой рукой.

Вместо квартиры на сцене что-то вроде полукруглого фойе советского Дома культуры довоенной постройки: обшарпанные стены цвета сырого мяса, множество дверей, а  во втором акте еще и туша коровы, подвешенная к роскошной «дворцовой» люстре. А когда главный герой — отец безумного семейства Макс (его играет Максим Суханов) начинает говорить с характерным грузинским акцентом, становится очевидно, что обветшавший сталинский ампир в сценографии должен ассоциироваться в сознании зрителя с «кровавым советским прошлым». В том же ряду ассоциаций — рукоятки кинжалов, торчащие из спинки отцовского кресла, крадущаяся грация как бы старческой походки Суханова, внезапные вспышки агрессии и, главное, гнетущая атмосфера опасности, которую поддерживают выпады родителя, всегда готового подавить вспышку самостоятельности со стороны домочадцев.

Мирзоев не ищет явной логики, он выстраивает отдельные, почти танцевальные номера, в которых должна проявиться истинная суть отношений персонажей

Это мужское общество, где покорность достигается демонстрацией силы, где сила — главное, о чем отец постоянно напоминает сыновьям. Патриархальное устройство, требующее от альфа-самца быть начеку, не расслабляться, подозревать и предвидеть…

Максим Суханов — при всем уважении к остальным участникам спектакля, самоотверженно и с пониманием осваивающих сложный аллегорический рисунок ролей, — здесь конечно же главный. Эта его манера внезапно менять взгляд, странно ронять слова и вдруг как будто выстреливать сгустком энергии, меняющей течение пьесы, превращает героя, обычного человека, в древнее архаическое чудище. Он мамонт, тираннозавр, архар, существо из мира, в котором зубы, рога и копыта решают исход поединка. Остальные персонажи только обозначают пространство пещеры.

Это у Пинтера главным героем был Тэдди, давно уехавший из дома, но вернувшийся, как жертва на место преступления. У Мирзоева в спектакле главный — Макс, отец,  этакое козлоногое божество, сотканное из инстинктов, страхов и желаний.

Это у Пинтера жуть скрывалась под заурядной болтовней обитателей лондонских трущоб: сутенера, шофера и боксера, живущих под одной семейной крышей в состоянии войны. У Мирзоева в спектакле нет никакой заурядности, и не надо сомневаться — все, что о чем говорят герои вслух, вранье: слабоумный Сэм никакой не шофер, а из Джоя никогда не получится боксера, ну и Тэдди скорее всего вовсе не профессор философии. Да и был ли он в Америке, и есть ли у него дети, да и вообще — жена ли ему эта женщина, с которой он вернулся в свой родной дом?

Мирзоев совершенно прав, утверждая, что «режим, который мы называем тоталитарным, имеет свою «мини-копию» в семье»

В поведении героев пьесы Пинтера действительно нет явной логики. Но Мирзоев ее и не ищет, он выстраивает отдельные, почти танцевальные номера, в которых должна проявиться истинная суть отношений персонажей. И то, что на бритую голову отца в конце концов будет надет парик, наклеены нос и усы отца народов, в сущности, ничего не поменяет в ходе представления. Разве что сделает явным подразумеваемое.

Но танец — плохой предмет для диспута. И зрители во время обсуждения готовы обсуждать все что угодно — дальнейшую судьбу Тэдди и его супруги, в которых все же угадывается какая-то бытовая подоплека, образ брата Сэма и его попытки внести какой-то порядок в действие или  даже — если на это будет желание ведущего — современный политический строй. Но вот применить увиденное к себе самим, к сегодняшнему дню — на это у публики не достает оснований.

Впечатление от спектакля обращено к миру частному, к индивидуальному, а не к социальному. Не к сфере политики, а к области семьи, отношений. Несмотря на уверения Мирзоева в том, что в спектакле им предложена «схема государственного устройства», зритель, кажется, не хочет на этом сосредотачиваться. Да, Мирзоев совершенно прав, утверждая, что «режим, который мы называем тоталитарным, имеет свою мини-копию в семье». Но для того чтобы соотнести символическую историю, рассказанную на сцене, с собственным социальным политическим опытом, нужно некоторое усилие.

И вот этот шаг, запланированный режиссером, публика пока не делает. Вывод о том, что в основе диктатуры лежит физиологическая подоплека, примитивное желание контролировать возможных соперников, а насилие лишь обратная сторона слабости, детского инфантилизма, тоски по родительской опеке, остается лишь в интенции спектакля, в его намерении.