Дмитрий Котов реставратор камня, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря
Подлинность и обратимость
Главное правило любой реставрации — соблюдение принципа подлинности. Поздняя наша доделка обязательно должна отличаться от оригинала и цветом, и материалом. Восполнение обычно делается из гипса, а предварительно осуществляются специальные пропитки и проклейки для того, чтобы мы могли при желании это восполнение удалить.
Второе правило — реставрация всегда должна быть обратима. Мы всегда должны иметь возможность вернуться к исходному варианту.
Чаще всего мы реставрируем объекты к выставке. Если вещь разбита серьезно, на мелкие части, то фрагменты мы подбираем специально. Если эти фрагменты утрачены, то мы либо делаем восполнение чуть-чуть ниже авторской поверхности, либо выделяем по цвету новый фрагмент. Это обязательно должен быть имитирующий материал. Если у мраморной фигуры утрачен палец, то мы не имеем права его сделать из мрамора, он делается из имитирующих масс. Они подбираются по цветам, но какая-то граница остается. Так, на гипсовом экорше (учебное пособие, изображение фигуры человека без кожного покрова, с открытой мышечной структурой. — «МН») мы делали прослойку из клея и восполнение затонировали в массе: изначально новый фрагмент был салатового цвета, но с помощью тонировки красным цветом мы нивелировали салатовый, и получился нейтральный оттенок. При тонировании используется акварель и сухие пигменты.
От великобулгарского мавзолея до «Рабочего и колхозницы»
Поэтапно реставрация камня выглядит так: вначале проводится сухая очистка (обеспыливание, удаление поверхностных, затем стойких загрязнений). Затем изготовляются модели восполнения, потом сами восполнения. Потом проводится мастиковка сколов, швов и затем гидрофобизация. Гидрофобизацию (защиту от влаги) обязательно нужно проводить раз в 15 лет. Атмосферные воздействия не щадят фигуры, стоящие на улице. Исключение составляет, пожалуй, только гранит. Фигура может находиться на улице максимум 50 лет, а потом происходит необратимая деструкция, теряется водонепроницаемость. Единственный способ сохранить мраморные скульптуры, которые долго пробыли на улице, — навсегда оставить их в помещении. Какие-то методы защиты придуманы, иногда зимой на скульптуры надевают специальные колпаки, но этого все равно недостаточно.
Сложнее всего работать с каменной реставрацией на улице. В этом году у нас была командировка в Великий Булгар, центр паломничества мусульманства. Мы работали в северном мавзолее, внутри которого находятся намогильные камни. До нас там была проведена лишь полевая реставрация, чтобы камни не разрушались. Камни были укреплены на растворе лет 15 назад. Нашей задачей было провести очистку загрязнений, сделать обессоливание (для этого накладывают компрессы из бумажной пульпы, которые нужно постоянно менять). Сложной оказалась расшивка старых швов, которые были довольно грубо залатаны цементом. Цемент нужно было убрать, открыть авторскую поверхность и сделать мастиковки ниже уровня, чтобы они были отличимы, но не закрывали авторские швы.
Недавно мы реставрировали «Рабочего и колхозницу» Мухиной. У нас была гипсовая рабочая модель, с которой непосредственно работала сама Мухина и с которой и делали бронзовую скульптуру на Мосфильмовской. Теперь отреставрированная модель находится в Музее архитектуры им. Щусева.
В нашей профессии очень важна преемственность. В реставрации так получается, что опыт накапливается очень долго. Надо постоянно присутствовать при работе, наблюдать. Есть много особенных методик, есть принципы, которые могут передаваться только от учителя к ученику.