Екатерина Ираги, директор Gallery IRAGUI
На пересечении искусств
— В основе этого Art Space Event — идея слияния частных и государственных структур, визуальных и театральных искусств. Это стало возможным благодаря самому пространству «Гоголь-центра» — очень интересного проекта с радикальным подходом, территории свободы. Насколько я понимаю, он задуман именно как мультидисциплинарное место, где бы пересекались разные виды современного искусства: театр, танец, визуальные искусства, перформансы, кино. Все это действительно сейчас находится на стыке. Современное искусство, кино, мода, опера, балет, музыка — пересекаются. Обычно, когда человек занимается современной культурой, он одновременно интересуется всеми ее видами. Соответственно, и художники делают проекты в содружестве с художниками из других областей, и этот обмен дает очень интересные результаты. И фестивали альтернативного кино, альтернативного театра пользуются все большей и большей популярностью. Такие эксперименты востребованы, особенно молодым поколением. Поэтому мне кажется, что наша коллаборация в духе времени. Эти процессы давным-давно произошли в Европе и наконец-то происходят у нас. Здесь намечаются перемены, и мы все надеемся в этом поучаствовать.
Галереи — центры современного искусства и лаборатории
— При выборе галерей — участников Art Space Event был принципиален их уровень профессионализма: насколько осознанно они выстраивают свою деятельность, насколько правильно понимают процессы внутри современного искусства. Это галеристы, которые занимаются тем, что обозначается термином emerging art, то есть работают в сфере неустоявшихся ценностей. Это экспериментальное, непонятное искусство.
Нужно осознавать, что галерея — не магазин современного искусства, а своего рода лаборатория. В ее задачи входит продвижение тех художников, которые доверили ей свою карьеру. Это подразумевает сотрудничество с критиками, кураторами, помощь в организации международных выставок вне площадки галереи, участие в международных мероприятиях, не только ярмарках, но и биеннале, триеннале и т.п. Такие галереи, которые просто торгуют, тоже есть. Мы же относимся к тем, кто фактически является мини-центрами современного искусства.
Галереи — участники Art Space Event в «Гоголь-центре»
AL Gallery (Санкт-Петербург)
Galerie Iragui (Москва)
RuArts (Москва)
«Комната» (Москва)
«КультПроект» (Москва)
«Искусство — это все» (Москва)
«Открытая галерея» (Москва)
ART re.FLEX (Санкт-Петербург)
Рекомендации (начинающим) коллекционерам
— Мы надеемся на привлекательность AS Event для разных аудиторий — и для галерейной, и для театральной. У Art Space Event несколько задач: объединить маркетинговые и PR– усилия, представить в открытом пространстве своим клиентам другие работы, художников других галерей. Это живая профессиональная рекомендация коллекционерам. Идет обмен и создание большой коммуникационной среды — и в этом большой смысл. Art Space Event — это возможность заявить об отечественном галерейном движении как таковом.
Главная конвенция современного искусства — это пересмотр всех конвенций
В фокусе второй выставки Art Space Event, которая пройдет в «Гоголь-центре», — объект и инсталляция. Но мы находимся в области эксперимента. Главная конвенция современного искусства — это пересмотр всех конвенций. Необязательно, что мы будем каждый раз предлагать какую-то тему. В данном случае акцент на объект и инсталляцию был обусловлен самим помещением. Интересно показать, что делают московские и питерские галереи в этом медиа. Будет и возможность продемонстрировать в отдельном пространстве магазина графику, которая у них есть. То есть если кто-то захочет купить что-то небольшого формата (или бюджета), это тоже будет возможно.
Кто и как определяет ценность современного искусства
— То, что мы организуем, конечно, имеет коммерческий эффект, мы бы хотели этого. Но прежде всего это связано с позиционированием. Невозможно в искусстве продать, не объяснив, что это. Если кто-то украдет из Лувра скульптуру Жана Гужона XVI века и поместит на блошиный рынок Порт-де-Клиньянкур — сколько людей сможет разгадать, что это именно Гужон? Для этого нужно образование. Находясь в музее, Гужон имеет одну стоимость, на блошином рынке — другую.
То же самое происходит и в современном искусстве: если художник участвовал в Венецианской биеннале, показывался в Нью-Йорке — в музее Гуггенхайма или МоМА, выставлялся в центре Помпиду в Париже, это говорит о его признании международной профессиональной общественностью. Соответственно, ценность его растет.
В отличие от многих других рынков рынок искусства не живет по законам потребителя. Тот, кто покупает современное искусство, не диктует, как этому искусству развиваться. Оно создается по своим внутренним канонам и конвенциям, которые обывателю не ясны. Задача галериста — это разъяснить. Ценообразование в искусстве непонятно, особенно русским. Поэтому очень важна галерейная просветительская деятельность.
Почему русское искусство не покупают за границей
— Участие в международных ярмарках — большая экономическая проблема для галерей, поскольку русское искусство недорогое, оно имеет минимальное признание мировой общественности. Интернациональных коллекционеров высокого класса, собирающих русское искусство, практически нет. Поэтому повышать его ценность очень сложно. Ярмарки дорогие. Так, участие в престижной Frieze Art Fair с небольшим стендом стоит около 20 тыс. евро, десять минимум. В Базеле и того больше.
Если мы хотим видеть русских художников в ряду с большими именами современного искусства, надо обратить внимание государства на то малое количество галерей, которые действительно продвигают русское искусство за рубежом. Дело в том, что само государство не может представлять художников на ярмарках, но оно может помогать галереям в этом — как делают многие страны Европы.
Конечно, не все совсем плохо. Движение в современном российском искусстве есть. В Москве все-таки существуют и Мультимедиа-арт-музей, Московский музей современного искусства и Государственный центр современного искусства. Есть частные структуры типа центра современной культуры «Гараж», которые тоже занимаются просветительской и педагогической деятельностью. Проводятся качественные западные выставки — что тоже важно, потому что не все могут себе позволить поехать, например, в Лондон. Люди выстраиваются в Центральный Манеж на Московскую биеннале современного искусства в очередь. Единственное, чего здесь нет, — рынка. Покупают очень мало. Это связано с несколькими факторами, которые можно обсуждать. Возможно, один из них заключается в том, что в российских институциях нет четкой иерархии, которые у нас есть. Если на Западе все структурировано, у нас — только в процессе выстраивания. Для коллекционеров очень важно понимать ориентиры, а эти ориентиры здесь нечеткие.
Мы рассчитываем на креативную часть населения, на средний класс, который почувствовал, что может что-то сделать… и не собирается отсюда уезжать, который хочет улучшить свою жизнь и жизнь своих детей
Поколение, живущее по принципу «Начинай с себя»
— Я принадлежу к поколению, которое исходит из принципа «Начинай с себя». Я не жду, что для меня кто-то что-то сделает. Делаю то, что соответствует моим возможностям. Я не выступаю со страшной критикой и понимаю, что государственные дела — это государственные дела, не хочу брать на себя никакие чиновничьи ответственности. Но в каком состоянии находится поддержка визуальной культуры в нашей стране? Сейчас кажется, что чиновники больше, чем когда-либо, готовы к дискуссии. Хотелось бы посмотреть, где бы мы могли объединиться, найти общие интересы.
В 2000-е покупкой искусства занимались олигархи — больше для собственного престижа, потому что им сказали, что это хорошо. Сейчас мы рассчитываем не на ту публику, которая перекинулась на международный рынок, а на креативную часть населения, на средний класс, который почувствовал, что может что-то сделать, вышел на улицы и не собирается отсюда уезжать, который хочет улучшить свою жизнь и жизнь своих детей. Это и есть основная публика моей галереи. Думаю, что в основном и у других галерей — участниц AS Event она такая же.
Современное искусство — визуальная форма современной философии
— Современное искусство — визуальная форма современной философии. Менталитет нашего общества меняется, а это не может не отражаться в визуальных искусствах, поэтому вокруг современного искусства всегда бурные дискуссии. Оно не дает готовых ответов, но помогает очень хорошо ставить вопросы и определять проблематику. Нет никакого противопоставления современного искусства классическому. Никто не оспаривает значимость Большого театра, Консерватории, Кремлевских музеев и т.д. Это фундамент нашей культуры. Но, как известно, люди живут не на фундаменте, а на этажах.
Выставка в «Гоголь-центре» открыта с 12 по 15 декабря с 12.00 до 23.00