Все экспозиции можно не только посмотреть, но и послушать, потрогать. А на одной их них — даже спасти папанинцев.
«Солдаты. Soldiers. Soldaten»
Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Суть: Вторая мировая война не как история государств, их противостояния и альянсов, а как личная история участников боевых действий. Русские, немцы, англичане, французы, американцы, итальянцы — на выставке можно не только увидеть лица солдат или рассмотреть пожелтевшие солдатские книжки, конверты полевой почты и похоронки. Здесь их письма с фронта обретают голоса: озвучены актерами — ровесниками авторов, звучат на разных языках. Но интонации, с которыми эти люди из прошлого говорят о семье, любви, надеждах, очень похожи. Одна из главных задач проекта — преодоление «дефицита толерантности и сострадания в обществе», в котором продолжается романтизация войны. Действительно, узнав об исковерканных судьбах, оказавшись один на один с солдатами далекой войны, уже невозможно воспринимать ее лишь как параграф в учебнике.
Аналогии в мире: экспозиция на вилле «Марлир» под Берлином, где в 1942 году состоялась Ванзейская конференция, одобрившая печально известную программу «окончательного решения еврейского вопроса». Выставка прослеживает историю евреев в Европе и Германии, в документах и свидетельствах участников событий рассказывает о личных трагедиях конкретных людей. В залах звучат аудиозаписи, воспроизводящие бытовые разговоры, протоколы допросов, уличный шум или звуки концентрационных лагерей.
«Человек изобретающий»
Естественнонаучный музей Южного федерального университета, Ростов-на-Дону
Суть: единство искусства, техники и науки — это не фигура речи, а факт. Что наглядно демонстрирует образовательная программа «Человек изобретающий», задуманная и воплощенная в жизнь силами трех музеев — Ростовского областного музея изобразительных искусств, Естественнонаучного музея ЮФУ и Ростовского областного музея краеведения. Впрочем, увлекательные спектакли из истории главных научных изобретений человечества язык не поворачивается назвать скучным словосочетанием «образовательная программа». Главными героями здесь выступают художники, изобретатели, ученые, и порой грань между ними провести довольно сложно. К какой категории отнести электротехника Льва Термена, который изобрел музыкальный инструмент терменвокс, где звук возникает буквально из воздуха — в результате колебания электромагнитных полей? На московской выставке авторы проекта представят программу «Театр изобретений». На «сцене» разыграют серии экспериментов об истории создания ароматов, изобретениях в области гигиены и истории приручения огня и света.
Аналоги в мире: «Человек изобретающий» сочетает в себе две концепции. С одной стороны, в нем есть черты «живых музеев-театров» в ряде стран Европы и США. Это могут быть, например, фермы или ремесленные мастерские, где в деталях воссоздается интерьер и быт той или иной эпохи. Причем населены они не манекенами, а реальными людьми, которые, как и двести или триста лет назад, пекут хлеб, отливают подковы или ткут ковры. С другой стороны, проект заимствует идею популярных на Западе интерактивных естественнонаучных музеев, экспозиция которых становится увлекательным путешествием к центру Земли (Национальный музей естественной истории в Вашингтоне) или даже по внутренним органам человека (музей пищи Alimentarium в швейцарском Веве).
«Страна Гайдарика»
Музей политической истории России, Санкт-Петербург
Суть: можно с уверенностью сказать, что между возможностью полазить по старому чердаку, полному удивительных старых вещей, и приглашением сходить в музей нормальный ребенок выберет первое. «Страна Гайдарика» сочетает в себе обе опции и тем самым исключает проблему выбора: экспозиция, она же модель штаба Тимура, расположилась как раз на чердаке. Где разрешается стрелять по мишеням и изучать окрестности в подзорную трубу. А еще здесь можно собрать радиоприемник и передать сигнал полярникам на застрявшее во льдах судно или поставить опыт в «лаборатории юных мичуринцев». Экспозиция сталкивает две детских реальности 1930-х годов — литературную, созданную Аркадием Гайдаром, и историческую, зачастую совершенно непохожую на радужный мир из книг главного детского писателя тех лет. Посетителям московской выставки предлагается совершить с Чкаловым перелет через Арктику или принять участие в спасении папанинцев.
Аналоги в мире: пожалуй, по духу «Стране Гайдарике» наиболее близок Музей детства в австралийском Перте. Его интерактивная экспозиция прослеживает взросление детей разных эпох и социальных групп. Здесь и игрушки, и одежда, и учебные материалы. Музеи детства есть в ряде городов Британии, в том числе Лондоне и Эдинбурге, но они построены главным образом вокруг игрушек.
«Путешествие в страну людиков»
Музей Кондопожского края, Кондопога, Республика Карелия
Суть: отсылка к «Путешествиям Гулливера» в названии проекта неслучайна. Людики — один из карельских субэтносов. Сегодня он насчитывает около 5 тыс. человек, носителей языка и того меньше — порядка тысячи. Немногие знают об этом народе, не только в «большой» России, но и в Карелии. В путешествии человек не только коллекционирует артефакты — сталкиваясь с незнакомыми обычаями или явлениями, он пытается перевести их в собственную систему координат, в понятные ему образы и символы. Именно так поступили авторы проекта. Наряду с музейщиками в создании экспозиции приняли участие современные художники, фотографы, кинематографисты и музыканты. Зрителя здесь окружают загадочные звуки, непонятного назначения предметы, объяснение которым ему и предстоит найти. Таким образом знакомство с культурой превращается в увлекательный квест, где в качестве подсказок выступают визуальные словари символов деревень или представленная в артефактах руна о кузнеце Ильмаринене и его невесте.
Аналоги в мире: в Туба-Сити в американском штате Аризона располагается музей Explore Navajo, где посетители «путешествуют» по жизни индейцев навахо. Перемещаясь от одной части экспозиции к другой, они становятся участниками традиционных ритуалов, знакомятся с языком, историей, культурой и ценностями народа.
«Синий кобальт»
Государственный музей художественной культуры Новгородской земли, Великий Новгород
Суть: в советское время брендом Великого Новгорода была кобальтовая посуда — темно-синие с золотом и белыми бликами чашки и чайники пользовались большой популярностью у туристов. История бренда была славной, но недолгой. Она уходит корнями в XIX век, когда на Новгородской земле процветал знаменитый кузнецовский фарфор. А первый фарфоровый чайник с узнаваемым кобальтовым покрытием появился в 1966 году. Полувековая слава новгородского кобальта закатилась в 2004 году, вместе с закрытием завода «Возрождение», который его выпускал. А в 2010 году Государственный музей художественной культуры Новгородской земли создал экспозицию, посвященную этому производству. Помимо собственно чашек, чайников и архивных документов в нее включили часть настоящей линии производства. Не забыли рассказать и человеческие истории — талантливых художников и менеджеров.
Аналоги в мире: музеи и выставки фарфора не редкость. Макеты линий производства часто используют в экспозициях, рассказывающих о развитии промышленности. Интересная выставка работает в Музее виски в Эдинбурге. Ее посетителей сажают в стилизованные под деревянные бочки кабинки, которые на рельсах перемещаются по залам-макетам цехов и подвалов для выдержки.
«Музей на роликах»
Музейно-выставочный центр «Находка», Находка
Суть: проект ориентирован на подростков, он объединяет идею музея, творческой лаборатории и досугового центра. Ролики в нем предстают в самых разных ипостасях. Во-первых, часть музейной экспозиции «Земля Находка» размещена на мобильных платформах. С их помощью легко конструируется и изменяется пространство, где проводят необычные уроки истории, рисования, естественных наук. Во-вторых, видеоролики, которые создают школьники в творческой лаборатории. Наконец, в музейном дворике располагается площадка для катания на этих самых роликах и скейтбордах, чем дети с удовольствием и занимаются в редкие свободные от творчества минуты. Менее чем за два года «Музей на роликах» стал центром притяжения школьников и студентов в 150-тысячной Находке — во многом благодаря идее музея как пространства, где каждый может проявить себя и сделать собственные открытия.
Аналоги в мире: большинство западных краеведческих музеев оснащены мультимедийными инсталляциями, обучающими программами и одновременно служат образовательными центрами и площадками для проведения школьных уроков. Правда, в Европе такие музеи зачастую располагаются в исторических зданиях. «Музей на роликах» — это своеобразный синтез европейского интерактивного музея естественной истории и «музея места».