Романский стиль, если мне не изменяет память, проходят в школьном курсе истории. В X-XII вв. в Западной Европе решили повернуться в сторону античности. В первую очередь слизали элементы древнеримской архитектуры и стали возводить храмы и замки. Главным назначением этих построек была защита и оборона, поэтому стены были массивные, оконные проемы узкие, порталы углубленные, полуциркульные арки. Портал – главный вход в здание. Полуциркульная арка – арка, имеющая форму полуокружности, как на Ростокинском акведуке. Главный элемент архитектурной композиции в романском стиле – донжон (башня). Вокруг донжона – постройки, у которых простая геометрическая форма куба, призмы, цилиндра, прочего. Примером романского стиля выступает Пизанский собор вместе с падающей башней.
На смену романскому стилю подоспела готика. В XII-XVI вв. церковь всеми силами пыталась утвердить свое господство. Результатом этого стали крестовые походы, создание инквизиции для борьбы с еретиками и возведение устрашающих и одновременно величественных церковных сооружений. Назначение построек сменилось, необходимо было подчеркнуть мощь католичества. Для готики характерно все заостренное и узкое, здание стремится ввысь, поближе к Богу: острые шпили, высокие арки, башни и колонны, резные украшения, витражи. Примером готического стиля выступает Кельнский собор. Строительство подобных храмов могло занимать несколько веков, в зависимости от размаха.
Устав от долгостроя и засилья церкви, в XV-XVII вв. Европа обратила внимание на человека и его свободы и снова вспомнила античность. Начался Ренессанс, который вернулся к четкой геометрии, симметрии, пропорциям, упорядочил расположение колонн и пилястр (условная полуколонна, торчащая из стены) и вернул в архитектуру ордер с его орнаментом. Архитектурный ордер – композиция, основанная на художественно оформленной стоечно-балочной конструкции: на вертикальной опоре – колоннах лежит горизонтальный элемент – антаблемент, и все это выполнено в определенном и строгом порядке. Архитектурная лексика расширилась, у зданий появились авторы, с анонимностью построек было покончено. В эпоху Возрождения была возведена значительная часть дворцов в Венеции, в том числе Дворец дожей, галерея Уффици во Флоренции и вообще перестроена вся Италия.
В XVII-XVIII вв. на закате ренессанса появился новый стиль – барокко. Напыщенный и торжественный, он занялся дворцовыми ансамблями. С пространственным размахом начали одно за другим появляться здания сложных, обычно криволинейных форм. Вокруг разбивались роскошные сады и фонтаны, фасады и интерьеры в большом количестве украсили атланты и кариатиды (каменные мужчины и женщины), а также маскароны (головы человека или животных). Самые известные барочные ансамбли – Версаль, Петергоф, Шёнбрунн. В Россию, как несложно догадаться, барокко привез Петр I, его идеи подхватил сподвижник Голицын, а продолжили или, скорее, предвосхитили курс на европеизацию, родственники царя по материнской линии – Нарышкины, отсюда и отдельно выделенные «петровское барокко» (Кунсткамера в Санкт-Петербурге), «голицынское барокко» (церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах) и «нарышкинское барокко», чаще именуемое московским барокко (церковь Иоанна Воина на Якиманке).
В XVIII веке стиль барокко разбавил своими завитушками и лепниной рококо. Более легкий, произвольный, безордерный и ассиметричный рококо много внимания уделил интерьеру, усилив декоративность и изысканность: балясины – столбики, поддерживающие перила, стали похожи на флаконы, фронтоны крыш, парадных входов и балконов украсили скульптуры, вазы или трофеи. Если вы сомневаетесь, что перед вами – рококо или барокко, ищите растительные орнаменты или элементы, напоминающие ракушку. В рококо они повсюду, так что не ошибетесь. Вместе с рококо в моду вошли овальные комнаты, всякая «китайщина» и фарфор. А на смену дворцам пришли особняки.
Параллельно с барокко и рококо в XVII в. стал развиваться и получил огромное распространение стиль классицизм. Классицизм оставался верен античным канонам: регулярность планировки, четкость форм, сдержанность декора, мягкие и нежные цвета, почти античный ордер. Рационализм и лаконичность этого стиля позволили упорядочить застройки в масштабах больших городов: Санкт-Петербурга, Москвы, Берлина, Варшавы, Дублина. Стиль оказался настолько универсальным, что уездные города тоже ждала перепланировка. Примерами классицизма являются Дом Пашкова в Москве, Таврический дворец в Санкт-Петербурге, Бранденбургские ворота в Берлине.
Отказ от пышности барокко не означал отказ от пышности вообще. В эпоху правления Наполеона классицизм подстроился под требования времени и был призван подчеркнуть мощь государства. Так и появился имперский стиль – ампир. Ампир привнес в классицизм торжественность, парадность, монументальность, грандиозность и одновременно театральность. Популярными стали монументальная скульптура, античные грифоны и сфинксы, яркие цвета (особенно – красный), звезды и военная символика. Примерами ампира выступают Арка Каррузель в Париже, Триумфальные ворота в Москве, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Интересно, что советскую архитектуру 30-50х гг. прошлого века также принято относить к классицизму. Например, сталинские высотки или главный вход ВДНХ. Монументальность, гигантизм и атрибутика дали название этому стилю – сталинский ампир.
Памятуя, что все новое – это хорошо забытое старое, в XIX-XX вв. архитекторы не пытаются изобрести велосипед, а возвращаются к стилям, существовавшим ранее. Рождается эклектика. Используя элементы разных исторических стилей, появляются и подстраиваются под определенные нужды неоренессанс (Опера Гарнье в Париже, центральный вокзал Амстердама), необарокко (Баварский национальный музей в Мюнхене), неоготика (Вестминстерский дворец, Биг Бэн в Лондоне, замок Нойшванштайн в Германии, усадьба Царицыно в Москве), неогрек (музей им. Пушкина в Москве), псевдорусский стиль (ХХС, ГУМ, Дом Игумнова в Москве)и т.д. Отличительные черты эклектики: отход от канонов, копирование, использование отдельных элементов того или иного стиля и их смешение.
В конце XIX – начале XX вв. появляется новый архитектурный стиль – модерн. В разных странах он существовал под разными названиями: тиффани в Америке, ар-нуво во Франции, сецессион в Австрии, югендштиль в Германии. Плавные линии, отказ от прямых углов и симметрии, огромные и округлые окна, повсеместные растительные орнаменты, органичность, текучесть форм, тщательная проработка интерьеров вплоть до дверных ручек, активное использование бетона, железа и стекла. Новое время, новые потребности, новая эстетика. Примерами модерна выступают входные павильоны парижского метро, Дом Бальо и Дом Мила в Барселоне, Ярославский вокзал, гостиница «Метрополь» и Дом Рябушинского в Москве, магазин Елисеева и Дом компании «Зингер» в Санкт-Петербурге.
Зародившийся в начале XX в. модернизм в отличие от модерна был направлен на функциональное использование зданий. Рост городов и промышленности, урбанизация, развитие транспорта требовали иного архитектурного подхода. Начался период массового жилищного строительства, планирования целых кварталов со всей инфраструктурой и типовой застройкой. Для модернизма характерен полный отказ от стилей прошлого, рационалистический подход к решению внутреннего пространства, отсутствие декора и использование новейших конструкций и материалов. Бетон, бетон и еще раз бетон. Научно-техническая революция еще больше подстегнула модернизм. Развились такие направления модернизма как авангардный рационализм (штаб-квартира ООН в Нью-Йорке), лаконичный конструктивизм (ДК им. Зуева в Москве), компактный баухаус (застройка центра Тель-Авива), шикарный ар-деко (небоскреб Крайслер в Нью-Йорке) и фантастичный хай-тек (Центр искусств им. Жоржа Помпиду в Париже).
После модернизма мог возникнуть только постмодернизм. Унылые, монотонные и сильно рациональные сооружения в последней четверти XX в. перестали радовать глаз и архитекторы решили поставить все с ног на голову. Эклектичность, поп-арт, эксперимент, сочетание несочетаемого, карикатурность и даже маргинальность – так появились новые формы.
Самым привлекательным постмодернистским направлением является деконструктивизм. Отказ от стереотипов, нарушение пропорций и законов физики, несочетаемые цвета, искажение геометрических форм – мимо точно не пройдешь. Примером деконструктивизма выступают Горбатый Дом в Сопоте, Танцующий Дом в Праге, Музей Гуггенхайма в Бильбао.
Как ни крути, истоки всех стилей в античности. Зная год создания того или иного творения, можно цепляться за его элементы и искать ответ на вопрос: что это? А если не получается, можно просто любоваться.