19016
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
21970
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
11587
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3696
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
7493
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6458
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3948
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2904
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
11300
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9149
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7150
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7618
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5110
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3937
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3074
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3007
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3910
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2799
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2816
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4255
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3694
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2643
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2267
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4224
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4219
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2795
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2860
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3268
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3053
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2895
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3083
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5448
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3979
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3626
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3065
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
12:31 08/08/2012 Инна Логунова 0 165

«Винзаводу» нужны тренд-сеттеры

Знаковые галереи покидают «Винзавод», однако о кризисе современного искусства говорить преждевременно

Владимир Астапко

В будний день в два часа дня залитая солнцем площадь посреди «Винзавода» смотрится немного сиротливо. Посетители благоразумно спасаются от изматывающей жары на террасах кафе, расположенных здесь же, на территории. Впрочем, судя по строгим костюмам, это в основном работники близлежащих офисов. Сотрудники галерей среди них выделяются не столько одеждой, сколько особым выражением лица, которое трудно поддается определению, но благодаря которому в толпе их вычисляешь безошибочно.

От зноя особенно хорошо укрыться в акцизном складе, где проходит выставка красноярских художников Liquid Life, спецпроекта III Международной биеннале молодого искусства. Разговоры двух пожилых смотрительниц о делах семейных как-то очень гармонично резонируют с концепцией выставки — мифологизацией Родины, отраженной в постмодернистских фото и видеоколлажах и примитивистских инсталляциях.

В «Айдан галерее» светло и тихо, редкие зрители заходят сюда с явным любопытством. Информационная брошюра сообщает, что коллекция Айдан Салаховой распродается. Каталог прилагается. Внушительный список работ, среди авторов — Стас Шурипа, Анна Желудь, Николай Овчинников, Олег Доу.
— А когда все запасники продадут, что останется?
— В этом помещении будет мастерская Айдан — Aidan Studio. Здесь же она будет заниматься со своими студентами, — любезно сообщают молодые сотрудницы галереи.

Айдан Салахова считает, что полностью выполнила миссию в качестве галеристки и теперь хочет больше времени уделить своему творчеству. Об этом она заявила еще в апреле. Табличку на входе в выставочный зал пока не заменили, на ней по-прежнему написано Aidan Gallery. Когда заходишь внутрь, вроде бы видишь тот же антураж, но чувствуешь текучесть и неопределенность момента. Помещения непонятным образом аккумулируют мысли и чаяния его обитателей. Вот и здесь этакий дуализм присутствует — пересечение двух эпох. Двадцатилетнюю историю «Айдан галереи», которая началась задолго до «Винзавода» вполне можно назвать этим тяжеловесным словом — «эпоха».

Напротив, в галерее «Гринберг» (бывшая Photographer.ru), сотрудники, уткнувшись в компьютеры, заняты каждый своим делом.

— Мы с «Винзавода» съезжать не собираемся, — говорит менеджер по продажам и координатор проектов Анастасия Куриленко. Кивая в сторону, где раньше располагалась «Меглинская», добавляет несколько задумчиво: — Посмотрим, кто придет на их место.

Для обитателей «Винзавода» важен контекст, в котором они будут существовать. Одно дело — близкие по духу и, главное, уровню художественные или фотогалереи, другое — дизайнерские шоу-румы. Они, конечно, и сейчас наличествуют, но вопрос в балансе.

В галерее «Проун» координатор выставочных проектов Дарья Макарова, мягко улыбаясь, говорит, что они «пока не делают официальных заявлений» о своих планах относительно дальнейшего пребывания на «Винзаводе». Из нашей беседы понятно, что они заняли выжидательную позицию — ждут концепции развития от «Винзавода».

Акция "Ночь в музее" в Центре современного искусства "Винзавод".

«Заводская» площадь между тем заполняется молодыми людьми, по виду студентами на каникулах, с традиционными хипстерскими атрибутами в виде айфонов, айпадов, дизайнерских футболок и очков в толстой оправе. Несколько человек направляются в галерею FotoLoft. Там проходит первая в Москве выставка айфонографии «Земляничные поляны. Воспоминания о детстве». Студенты, громко смеясь, оживленной стайкой впархивают на второй этаж, где расположен FotoLoft. О перипетиях российского арт-рынка ничего не слышали, о переезде «Меглинской» и Paperworks «что-то где-то читали». Выставку айфонографии они тут же начинают переснимать на многочисленные гаджеты.

Увидев расписание кинопоказов фильма Андрея Грязева «Завтра» об арт-группе «Война», начинают обсуждать, остаться ли им сейчас или прийти в другой день. В итоге «Войну» откладывают на завтра. Пытаются вспомнить, когда открывается новый сезон «Платформы» Кирилла Серебренникова. В общем, планы обширные. А пока они решают посидеть на освободившейся террасе в кафе. Им, в отличие от офисных сотрудников, спешить некуда.

Взгляд извне

Михаил Миндлин, генеральный директор Государственного центра современного искусства

Об уходе галерей Paperworks и «Меглинская» с «Винзавода»

– Насколько я знаю, эти галереи [Paperworks и «Меглинская»], так же как и XL Gallery не прекращают свое существование. На «Винзаводе» меняется атмосфера. И с этим надо что-то делать. «Винзавод» был знаковым местом современного искусства, пока там находились ведущие галереи. Конечно, катализатором закрытия стало закрытие «Айдан» и «М&Ю Гельман» именно в качестве галерей. Помещения, как известно, за ними остаются, но будут использоваться в других целях. А уход других галерей говорит о том, что место теряет свою энергетику, ауру привлекательности.

С чем это связано? Мне кажется, это определенная временная закономерность. Монпарнас в свое время тоже потерял эту энергетику. Нужен приток молодой крови — видимо, этого не происходило. Вероятно, нужен ребрендинг места, нужны яркие имиджевые проекты для привлечения публики. Интерес к этому пространству постепенно утрачивают и зрители, и галеристы. И это взаимосвязанные вещи: галереи в значительной степени — коммерческие предприятия, они не могут существовать в пустом или мало посещаемом пространстве.

О целевой аудитории «Винзавода»

– Если говорить о галерейной деятельности — это, безусловно, коллекционеры. Если говорить о «Винзаводе» как о некоем кластере современного искусства, как коммерческого, так и некоммерческого, то его основная целевая аудитория — новое поколение. Думаю, в основном это студенческая молодежь. Впрочем, «Винзавод» работает и на самую широкую аудиторию людей, интересующихся современным искусством — здесь он выступает как междисциплинарная площадка.

винзавод

Антон Белов, директор Центра современной культуры «Гараж»

«Винзавод» в контексте арт-рынка

– Априори понятно, что общая ситуация на российском арт-рынке тяжелая. И «Винзавод» тоже переживает не лучшие времена. Он превратился в арендный центр, который перестал быть лояльным и гибким к ситуации, и не держит арендаторов, которые, собственно, и делали «Винзавод» «Винзаводом».

Мое личное мнение — такая институция не должна быть прибыльной. Там сейчас много коммерческих арендаторов. Но нужно разводить тех, кто покупает квадратные метры, и тех, кто создает смыслы. Я считаю, что такой проект должен частично финансироваться и поддерживаться владельцами. Когда этого не происходит, все умирает.

Что делать? Нужно менять менеджмент, структуру, ставить совершенно другие цели и задачи.

Изначально целью «Винзавода» было собрать галереи, открыть мастерские, независимые выставочные площадки и с их помощью и самостоятельно генерировать контент. Пока еще не вся система пошла крахом, нужно к этому вернуться, восстановить коммуникацию с галереями и совместную работу с ними. Так или иначе, «Винзавод» зарекомендовал себя и в Москве, и в мире. Поэтому шансы есть, но ситуация, конечно, критичная. Что касается посещаемости, галеристы говорят — да, сейчас народу ходит меньше. И это все звенья одной цепи. Могу судить по «Гаражу» — если у тебя есть выставочные проекты, различные программы, это сразу привлекает аудиторию. Как только «Винзавод» перестал делать самостоятельные проекты и регулярные выставки на больших площадках, то, естественно, поток посетителей стал уменьшаться. Когда начали закрываться или менять профиль галереи — стало все меньше смысла туда приходить.

Статистическая справка за 2011 год (данные предоставлены «Винзаводом» и «Гаражом» соответственно)

Средняя посещаемость ЦСИ «Винзавод» в месяц составляет около 60000 человек
Средняя посещаемость ЦСК «Гараж» в месяц — порядка 25000 человек

Взгляд изнутри
Александр Шаров, директор галереи «11.12»

О Paperworks и «Меглинской»

– Мы все испытываем сложности. Закончились тучные времена, когда не надо было напрягаться. Здесь нет правых и виноватых. Есть правда у одних и у других. Надо понимать, что нет продаж, людям нужно выживать. Существует задолженность, существуют юридические отношения. Если закрывать на них глаза, то, конечно, выступают одни эмоции. Возникает вопрос — почему те же галереи не давали интервью, не поднимали эти вопросы два-три месяца или год назад? Значит, все устраивало? А как не смогли договориться (о стоимости аренды — «МН»)— представили все так, как будто «Винзавод» не справляется, что это его вина. Выглядит не очень хорошо.

Меня «Винзавод» вполне устраивает, это одна из лучших площадок. Кстати, у меня арендные ставки гораздо выше. Они (Paperworks и «Меглинская») говорят, что люди перестали сюда ходить, им стало неинтересно. А вы сделайте так, чтобы было интересно.

О перспективах «Винзавода»

– На мой взгляд, «Винзавод» должен проводить больше мероприятий с иностранными институциями и художниками, показывать разницу. У меня тоже есть взгляд на то, как все должно развиваться, мы предлагали свои идеи «Винзаводу». Пока не хочу разглашать детали, но уже на сентябрь намечены совместные выставочные проекты по поддержке молодых художников. Речь идет о своеобразной арт-резиденции, итогом работы в которой должна стать отчетная экспозиция.

Марина Лошак, арт-директор галереи «Проун», арт-директор Музейно-выставочного объединения «Столица»

– Действительно, несколько изменилась ситуация — арт-рынок в кризисе. Почти все российские галереи — коммерческие. Те галереи, которые уходят с «Винзавода», некоммерческие. Не всякий может себе это позволить. В этих условиях нужно менять подход к работе, предпринимать какие-то неординарные шаги и искать другие возможности для существования. «Винзавод» — это бизнес-цех. Разумеется, у них есть свои задачи, они должны как-то функционировать. Он просуществовал пять лет — вполне естественно, что в определенный момент должны были произойти какие-то изменения. Что мы и видим. Не знаю, в лучшую ли, худшую сторону, но любые изменения, мне кажется, имеют право на существование. Пока не произошло ничего страшного, эта площадка будет перепрофилирована, посмотрим, как она будет функционировать».

Лариса Гринберг, директор галереи «Гринберг»

– «Винзаводу» нужно разработать новую интересную стратегическую программу. Весной новым арт-директором стала Елена Пантелеева. Конечно, ей нужно время, чтобы вникнуть, разобраться. Мы ждем новую концепцию, готовы принять участие в ее разработке и воплощении.

Марат Гельман, галерея «М&Ю Гельман»

– Мое мнение такое — для того, чтобы «Винзавод» потерял свои позиции, кто-то должен их найти, обрести, захватить. Пока этого не случилось, это означает лишь ослабление позиций современного искусства в принципе. Вот появится «Пивзавод» и туда все перейдут — тогда можно говорить о закате «Винзавода».

Елена Пантелеева, директор Фонда по поддержке современного искусства «Винзавод»

О планах по развитию «Винзавода»

– Я не вижу кризиса «Винзавода», я вижу его поступательное обновление. Завершение сотрудничества с одними галереями, означает начало нового партнерства. Арендные ставки не повышаются, продвижение всех активностей на территории центра остается на таком же высоком уровне. Совершенно очевидно, что всем удобнее и результативнее работать сообща. «Винзавод» готов к этому.
В будущем году «Винзавод» продолжит заниматься активным продвижением отечественной культуры и искусства, к этому прибавится международный контекст. Выставочная программа станет более разнообразной и, надеюсь, непрерывной. Планируем запустить публичную просветительскую программу (начало было положено, когда в июле у нас выступал куратор Tate Modern Николас Каллинан), разрабатываем систему экскурсий.

Уже в этом сентябре мы представим нового куратора проекта молодого искусства «Старт» (проекту в этом году присужден грант президента РФ). Сейчас в разработке находится концепция, которая даст больше возможностей для воплощения идей художников. Осенью будут объявлены конкурсы по нескольким темам в проекте «Территория дизайна». Его главная задача — дать шанс проявить себя молодому автору и соединить его с потенциальным заказчиком. В следующем году зимой открывается юбилейный пятый фестиваль «Лучшие фотографии России», работаем над ним сейчас. 5 сентября начинает сезон проект «Платформа» — единственная и неповторимая театральная площадка на территории «Винзавода».

Мы обязательно будем делать совместные проекты с галереями, уже ведутся переговоры. Хотелось бы вывести на новый уровень наши фирменные «Вечера вернисажей».

О жизни с искусством

– Направление работы «Винзавода» можно обозначить форматом art lifestyle. Наша задача — показать, что искусство не отгорожено элитарной ширмой, а является частью образа жизни, в котором посещение выставок — это не из ряда вон выходящее событие, а естественное занятие городского жителя. Я бы хотела, чтобы среди посетителей «Винзавода» появилось еще больше молодых тренд-сеттеров, которые не только заряжают своим присутствием атмосферу арт-кластера, но и участвуют в формировании креативной среды.
Мы также планируем развивать детское направление и, кстати, 1 сентября в День города у нас предполагается Детский праздник, приходите.