Идея летнего феста так проста и так хороша, что даже странно, что до нее не додумались прежние балетные начальники. Летом проще заманить к себе на гастроли значимые труппы; завершать сезон стоит на ударной ноте; при этом естественный отток горожан на пляжи и дачные участки снижает количество желающих попасть в театр и нужно что-то неординарное, чтобы доверху заполнить зал. Все это важно, но придуманный Сергеем Филиным фест выполняет еще и функцию «краткого представления», по крайней мере так случилось в этот раз. Перед началом фестиваля было объявлено, что Жан-Кристоф Майо через год поставит в Большом специально придуманный для этого театра балет — и тут же можно было увидеть возглавляемый Майо Балет Монте-Карло со спектаклем «Дафнис и Хлоя».
Полчаса равелевской партитуры, когда-то созданной по дягилевскому заказу, вдохновили Майо на текст просто пышущий чувственностью — и при этом удивительно целомудренный. На сцене подростки, впервые выясняющие для себя, что такое телесное притяжение, — безоглядные прикосновения, фантастическое (неотрефлексированное) доверие, трогательные и смешные (стороннему наблюдателю) шаги. В основе сюжета — древнегреческий роман о подкидышах, которых нашли добрые люди и которые, став тинейджерами, пасли скот. Приключения с пиратами и обретением настоящих родителей остались у Майо за кадром (буквально, ведь хореограф использовал в спектакле видеопроекцию) — из всей разношерстной толпы героев остались лишь собственно юные влюбленные и старшая пара — влюбленный в Хлою волопас Доркон и очарованная Дафнисом гетера Ликенион. При этом «старшие» заметно преобразились по сравнению с романом — исчезла агрессия: и туповатая сила Доркона, и вульгарная сексуальная атака Ликенион превратились в энергию сочувствия, энергию поддержки. Взрослые не навязывают себя переполненной гормонами и ищущей приключений молодежи, но обеспечивают необходимый опыт; в танце это становится гармоничным ансамблем. При этом на сцене более всего притягивает к себе взгляд Бернис Коппьетерс в роли Ликенион: ее гетера — воплощение не только сексуальной притягательности, но и несомненной мудрости, старшему поколению вспоминается ефремовская Таис Афинская.
Эта гастроль заставляет с нетерпением ждать премьеры Майо в Большом, но и с легкой опаской: не из-за возможных воплей ревнителей нравственности, но из-за некоторых сомнений в том, что наша труппа освоит этот плавно-текучий чувственный стиль и не будет смотреться в нем вульгарно. Но будем надеяться на лучшее.
Сегодняшние же две премьеры Большого качеством резко отличались друг от друга. «Классическая симфония» Прокофьева в постановке Юрия Посохова — замечательный образец разговора на языке чистого классического танца, пример того, как современен может быть этот язык в XXI веке. Легкое отстранение в тексте — собравшиеся в центре сцены танцовщицы вдруг на пару секунд как бы выключаются из танца, лишь провожая глазами пролетающих вокруг в прыжках партнеров, возвращение и новое полное погружение в него — во всем есть та летучая музыкальность, что делает балет событием экстра-класса (на Посохова отлично поработала и Екатерина Крысанова, что ныне танцует в Большом практически весь репертуар, но недосягаема остается именно в неоклассике). А Dream of dream Йормы Эло на музыку Рахманинова, наоборот, приносит лишь огорчение от того, что хореограф будто позабыл про музыку, стремясь рассказать историю девушки, которую не понимает мир. Екатерина Шипулина в главной роли сделала все, что могла, но порой (особенно в первой части балета) казалось, что оркестру выдали не те ноты — настолько не совпадала яркая трагическая музыка с размытой меланхолией Эло.
Отдельным подарком феста стоит счесть выходы в дивертисменте Балета Сан-Франциско ясной «классички» Марии Кочетковой и исполняющей каждое па как загадочный восточный ритуал Юан Юан Тэнь. Если wwb@llet.ru суждено развернуться в полноразмерный фест (а этого очень бы хотелось), было бы здорово снова увидеть этих балерин, чтобы рассмотреть их в более масштабных ролях. Пока что известно, что следующий фестиваль будет посвящен различным версиям «Весны священной», и мировую премьеру новой версии этого балета выпустит в Большом Уэйн Макгрегор, чья Chroma стала сенсацией прошлого сезона.