В российских кинотеатрах 13 июля начались показы последней части киноэпопеи про Гарри Поттера. В ней подросший волшебник сходится в решающей битве с могущественным злом в лице Лорда Волан-де-Морта. «МН» спросили киносети – самое обширное звено в цепочке от студии к зрителю, пугает ли их предстоящее расставание с франшизой. Ведь они получали гарантированную выгоду с нее целых десять лет. Оказалось, они и не думают грустить. И причиной тому не только множество других прибыльных киноисторий с продолжением. Сам «Поттер», похоже, исчерпал свой потенциал.
Киностудия Warner Bros. старалась растянуть удовольствие от поттерианы как могла, поэтому последний фильм – восьмой по счету, хотя книжек про Поттера писательница Джоан Роулинг написала семь. Последней хватило на две части кинофраншизы.
Перед выходом финальной части веселые ребята с американского сайта фейковых новостей Theonion.com от души посмеялись над этим бизнес-решением. В своем выпуске новостей (который трудно отличить от настоящего) они сообщили, что последние четыре минуты фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 2» растянут еще на семь частей. Движения героев в них будут о-о-очень медленным, зато торжественными. Так зрители смогут не расставаться с Гарри Поттером и его друзьями еще лет десять. Более того, по «информации» Theonion.com, уже выпускаются промо-игрушки к будущим сиквелам – например, кукла Гермионы, которая почти дотронулась до своего лица, и кукла Гермионы, которая таки дотронулась до своего лица.
А если серьезно, то поттериана в киноиндустрии, судя по цифрам, уже сделала свое дело и может уходить. Она запустила своим примером новую волну голливудских фильмов с продолжением (в компании с новыми «Звездными войнами» и «Властелином колец»), и теперь понятие кинофраншиза – неотъемлемая часть образа нулевых годов. Но при этом сам «Поттер» становится для студии все более затратным: бюджеты фильмов растут, а отдача стабильно держится на одном и том же уровне, чуть не дотягивая до миллиарда – $938 млн, $934 млн, $954 млн... Не приносит он былой выгоды и кинотеатрам.
«Безусловно, это самая кассовая и самая великая франшиза этого десятилетия и этим она отличается от всех остальных франшиз. Плюс у нее очень хорошая литературная первооснова, которая позволила ей стать такой популярной и собрать такие большие деньги», - говорит Светлана Ястребова, директор департамента кинопроката сети «Синема-парк». Но, признавая заслуги «Гарри Поттеров», сети не считают их незаменимыми.
«Одна франшиза заканчивается, на смену ей приходит вторая, третья, нельзя сказать, что наступит конец света», - отмечает директор по репертуару «Каро Фильм» Ирина Прокофьева. «Если нет «Гарри Поттера», то есть «Пираты Карибского моря» или другой гарантированный доход, это конвеерный бизнес», - уточняет Светлана Ястребова из «Синема-парк». «Без Гарри Поттера кинопоказ не умрет», - резюмирует программный директор компании «Парадиз» (сети «Пять звезд», «Ролан») Армен Бадалян.
На самом деле «Пираты Карибского моря» не просто есть, они сейчас безусловные лидеры российского кинопроката среди франшиз. Если смотреть на кассовые сборы подобных голливудских «сериалов», то «Пираты» представлены в десятке лидеров трижды – второй ($27,5 млн), третьей ($30,8 млн) и четвертой ($63,5 млн) частями, причем последняя уже вышла на второе место в общем прокатном зачете СНГ (выше только недосягаемый «Аватар»), и еще продолжает собирать. «Гарри Поттер» же в «сериальном» рейтинге представлен только один раз – предпоследней частью ($25,6 млн), а в первой десятке общего прокатного рейтинга его нет вовсе.
Более того, похожая картина и в другом рейтинге, демонстрирующем, сколько зарабатывает одна копия фильма. Для киносетей этот рейтинг куда более важен, потому что он показывает, так сказать, эффективность фильма, то есть сколько на нем может заработать каждый конкретный кинотеатр. Так вот, там в первой десятке опять же три раза представлены «Пираты», а «Поттера» нет вообще – он весь во второй и третьей десятке. Конкуренцию «Пиратам» в обоих франшизных соревнованиях – и по общим сборам, и по сборам на копию – успешно составляют анимационные серии. Но это вообще отдельная история, анимация в России стабильно собирает бешеные деньги. Затем как раз идет поттериана, а ей на пятки наступает «сумеречная сага» по книгам Стефании Майерс. То есть замен «Поттерам» действительно хоть отбавляй.
Но самое интересное, что у «Гарри Поттеров» стабильно падает эта самая прокатная эффективность, то есть наработка на копию фильма. Киносети, если их не спросить, про это и не распространяются, наоборот, говорят о том, какой большой кассовый потенциал у последней части франшизы. Бадалян из «Парадиза» считает, что если «аудитории хватит на третью–четвертую неделю проката», то сборы вторых «Даров смерти» могут «даже за сорок уйти». Ольга Москвина, замгендиректора сети «Люксор», прогнозирует сборы $35-45 млн, а Ирина Прокофьева из «Каро Фильма» - даже до $50 млн, учитывая, что фильм выходит в формате 3D.
Между тем наработка на копию у «Поттера» с 2002 года, когда вышел первый фильм, до 2010 года, когда вышел предпоследний, упала почти в три раза. «У первой картины «Гарри Поттер и философский камень» наработка на экран была более 2 млн руб. По нынешним меркам это отличный показатель, близкий к рекордному. Однако с ростом числа кинозалов в стране и увеличением росписи фильма на один экран приходился все меньший объем сборов. Если у второй части – «Гарри Поттер и тайная комната» – наработка на экран снизилась до 1,4 млн руб., то у предпоследнего фильма – «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 1» – этот показатель оказался уже 693,7 тыс. руб.», - приводит факты аналитик исследовательской компании Movie Research Андрей Маркин.
Другими словами, число зрителей «Гарри Поттеров» с ростом числа кинотеатров и, соответственно, копий фильмов только «размазывается» по ним, а не увеличивается. Потенциал зрительского интереса к поттериане в России уже исчерпан, продолжайся «Поттер» и дальше, число зрителей скорее падало бы, чем росло. «Получается, что с позиции конкретных кинотеатров «Гарри Поттер» стал одним из многих прокатных кинохитов, которому в перспективе найдется равносильная замена», - поясняет Маркин. Поэтому сейчас Поттеру самое время попрощаться со зрителем.
Как важно вовремя уйти
Кинотеатры не будут скучать по Гарри Поттеру
Наверх