Александр Ткаченко реставратор книг, заведующий отделом реставрации Государственного литературного музея
Две реставрации
В Литературном музее большие книжные фонды. В их числе есть книги из личных библиотек и книги, связанные с жизнью писателей. Все они раритетны. Многие книги имеют автографы. Книги проходит длинный жизненный путь. Когда они попадают в музей, многие их них разрушены: оторваны обложки, странички разорваны, есть утраты, бумага пожелтела и рассыпается.
Существует реставрация обложки и листовая реставрация. Эти две работы идут параллельно и в конце соединяются. Правило реставрации требует сохранять все подлинные части книги. В процессе работы реставраторы восполняют утраты обложки, восстанавливают кожаные покрытия, покрытия из ткани и бумаги.
Обычный посетитель выставки не должен видеть результат работы реставраторов. В основном они реставрируют книги второй половины XIX века, выходившие массовыми тиражами, печатавшиеся типографским способом. Но есть и книги, которые созданы по старым технологиям, сохранившимся доподлинно в том виде, в котором они существовали с XVI века.
При этом реставраторы используют материалы, сходные с теми, которые употреблялись в прошлых столетиях. Кожа для переплета — не та, что применяется для сумок и сапог. Переплетную кожу не жируют, как кожу для обуви. Дубильные вещества для производства переплетной кожи используются только натуральные, растительного происхождения. Для переплетной кожи не используются яркие краски. Качественную переплетную кожу делают главным образом в Италии.
Иногда мастера реставрируют книги ручного изготовления. Некоторые из них являются произведениями искусства. Такие книги создавались в единичном экземпляре для торжественных событий. Например, когда высокопоставленные особы посещали города, уезды, губернии, выставки, им наряду с хлебом-солью вручалась памятная книга. Это был так называемый подносный экземпляр. Также существовали номерные серии, которые печатались на хорошей бумаге и вручались уважаемым людям, зачастую с автографом автора. К таким изданиям относятся книги о русской охоте.
Метаморфозы книги
На протяжении XIX—XX веков менялась технология изготовления книги. В середине XIX века происходит переход с бумаги ручной работы на бумагу машинного производства. Книги второй половины XIX века рассчитаны на массового покупателя, они выходили большими тиражами и были дешевы. Издательство журнала «Нива» в конце XIX века практиковала в подарок своим подписчикам рассылать собрания сочинений. Таким образом, журнал открыл для многих людей Чехова и других писателей. Книги печатались в тонкой бумажной обложке, иногда даже с неразрезанными страницами. Поэтому владелец сам заказывал твердый переплет в переплетных мастерских, которых тогда было много. Книгу берегли и заботились о ней.
По мнению реставраторов, бумага в XX веке стала очень плохой
Книги Пушкина были очень дороги, подолгу стояли на прилавках и продавались слабо. Но когда после смерти поэта прошел определенный срок, сохранявший авторское право за наследниками, в этот же день книги были удешевлены и выставлены в лавках, которые народ стал буквально сносить.
В конце XIX века появились новые типографские технологии. Тетради в книгах стали скрепляться металлическими скрепками. К концу XX века эти скрепки стали ржаветь и распадаться, а на страницах появились ржавые пятна.
Задача реставраторов — максимально продлить жизнь книги для будущих поколений
В начале XX века книга изменилась под влиянием экономики, сформировавшейся в условиях войн и революций. Но даже в самые тяжелые времена были подвижники, продолжавшие заниматься книгоиздательством.
В первой трети XX века из-за удешевления типографская бумага становится менее качественной. В бумагу добавлялась древесная масса, которая со временем окислялась и желтела. А в начале XIX века бумага производилась из тряпичных волокон, и она до сих пор сохраняет свою белизну.
Чего боится книга
Задача реставраторов — максимально продлить жизнь книги для будущих поколений. Но при длительном хранении книгу подстерегают различные опасности. Например, может окислиться бумага листов книги.
Также книги портятся при неправильном экспонировании их на выставке. У реставраторов есть строгие правила, сколько дней в году книга может выставляться. К сожалению, в прошлые десятилетия эти правила не соблюдались. Страницы, которые были открыты, желтели, теряли свои эстетические свойства, реставраторы восстанавливают их с большим трудом. Чтобы этого не повторялось, реставраторы создают условия, при которых книги не портятся: проводят проверки по экспозиционным залам и дают рекомендации по экспонированию.
При экспонировании особо ценных книг, реставраторы учитывают их нынешнее состояние. В случаях, когда экспонирование невозможно, реставраторы заменяют подлинник на копию. Для этого была разработана уникальная технология по созданию копий, муляжей книг, которая применяется с 2012 года. Технология включает и состаривание бумаги, и создание пятен бытования и так далее. Во время презентации эксперты не смогли отличить подлинники от копий. Экспонирование копий не уменьшает эстетичное удовольствие зрителей, но сохраняет уникальные книги, которым вредно находиться в открытой экспозиции. Такие копии есть в Доме-музее А. И. Герцена. Сейчас мы делаем копии книг для Дома-музея М. Ю. Лермонтова, который откроется в апреле.