Сокуров — один из самых интересных кинорежиссеров мира, но до сих пор он не обмахивается «Золотой пальмовой ветвью», не опирается на статуэтку дядюшки Оскара… Бурный поток не то сожалений, не то злорадства по этому поводу за десять с лишним лет (в 1999-м «Молох» стал первой картиной этого автора в каннском конкурсе) вышел из разумных берегов. Но есть ощущение, что теперь все уже желают ему приза, пусть и по разным основаниям.
Нынче общественное мнение убеждено, что «Фауст» отправился в Венецию из-за каких-то особо хороших отношений режиссера с директором Мостры Марко Мюллером. И никому нет дела, что для режиссера важен контекст: Венеция. Правильно представлять современную киноинтерпретацию одного из главных произведений европейской культуры именно здесь, где понятие времени переосмысливается любым вдумчивым человеком.
Все лето Сокуров в многочисленных интервью, спровоцированных его 60-летием и борьбой против разрушения Петербурга, говорил о том, что средств на постпродакшн «Фауста» нет. Но в истории финансирования картины с самого начала отразился тот абсурд, в котором пребывает отечественная киноиндустрия или даже хозяйство в целом.
В мае 2007-го на Каннском фестивале ведущий российский кинорежиссер предъявляет фильм «Александра»; он готов приступить к «Фаусту» — фактически первой в России экранизации хрестоматийного произведения мировой литературы. (До написания сценария Юрием Арабовым речь шла об использовании также романа «Доктора Фаустуса» Томаса Манна; в итоге фильм сделан по мотивам первой части «Фауста» Гете.) Однако режиссер не смог получить на этот проект деньги от министерства культуры и был вынужден обратиться к премьер-министру.
Что ж, искусство у нас зависит от государства; премьер-министр — начальник Минкульта, а режим «ручного управления» давно привычен. Впервые о запуске «Фауста» объявляется в январе 2009-го на пресс-конференции в Дрездене, посвященной газовым проблемам между Германией, Россией и Украиной: режиссер сидит рядом с национальным лидером. А чуть позже Сокуров говорит о том, что премьер-министр выразил желание видеть «Фауста» национальным проектом (читай: не копродукцией).
Дальнейший механизм таинствен для посторонних наблюдателей. Средства на фильм выделяются через некий не названный нигде фонд, производство «Фауста» осуществляет Proline Film — студия продюсера и композитора Андрея Сигле, с которым Сокуров сотрудничал уже на «Солнце», «Отце и сыне», «Александре» (а как композитора пригласил еще раньше — на «Тельца»). Пресса пишет о бюджете в 12 млн евро, потом речь идет о восьми.
В любом случае «Фауст» самый дорогой проект в карьере Сокурова, который всегда ухитрялся снимать на небольшие по европейским и даже по российским меркам деньги (судя по источникам, бюджет «Русского ковчега», прежде считавшегося самым большим у этого режиссера, не превысил $4 млн, и это копродукция с Германией). При том, что Сокуров всегда использует новейшие, а часто эксклюзивные, технико-технологические средства и методы. Технологию «Фауста» Сокуров определяет как «высшего уровня, хотя и не запредельную»; учтем, что фильм длится 138 минут, съемки шли в Чехии и Исландии (извержение вулкана Эйяфьядлайокудль полностью изменило запечатленный ландшафт). Работали европейские, в основном немецкие, актеры: Йоханнес Цайлер, Антон Адасинский, Изольда Дихаук, Георг Фридрих, Ханна Шигулла, Антье Левальд, Флориан Брюкнер, Максим Мемет, Сигурдур Скулассон. Оригинальный язык картины — немецкий (консультант проекта — историк литературы, переводчик, ведущий научный сотрудник Пушкинского Дома Марина Коренева), что само по себе момент стилеобразующий и усложняющий весь процесс.
История Фауста представлена в фильме как совершенно реальные события, случившиеся в Германии первой трети XIX века. А значит, потребовалось построить объемные декорации, заполнить их достоверными предметами. Сокуров весьма строг к исторической и стилистической точности, ее обеспечивают многолетние соратники режиссера художник-постановщик Елена Жукова и художник по костюмам Лидия Крюкова.
В середине июля, передает РИА Новости, продюсер Андрей Сигле заявил, что, стремясь сдержать данные Венецианскому фестивалю обещания, картину взялись доделывать самостоятельно — на свой страх и риск (на завершение работы не хватало 56 млн руб.), обратившись все же в Фонд поддержки кино. В прошлую пятницу стало известно, что «Фауст» попал в число социально значимых проектов, а следовательно, деньги будут перечислены.
В эти дни режиссер находится в Лондоне, где вместе с оператором Бруно Дельбоннелем занимается цветокоррекцией, печатью копии и прочими нужными процессами.
Грустно и обидно знать, что от формального, в виде награды, признания в Венеции дальнейшая судьба фильма «Фауст» в России зависит очень сильно. Случится приз, возможно, появится и дистрибьютор… Хотя владельцы прав на мировой прокат давно определены. Нет у нас и компании, которая взялась бы выпустить на DVD эту картину. Тем более всю тетралогию о власти: «Молох», «Телец», «Солнце» и «Фауст».
«Фаусту» посвящен специальный номер журнала «Сеанс»: 445-страничный огромный том посвящен легенде о докторе Фаусте, произведениям, на ней основанным, их авторам, а также жизни «вокруг» этого мифа как в мире, так и в России.
Газ и Гете
В конкурсе Венеции «Фауст» Александра Сокурова
Наверх