Традиционные трубки, пригодные только для совершения звонков и набора SMS, уходят в прошлое. В Европе смартфоны по продажам уже обогнали монофункциональные устройства. И это только начало победного шествия умных телефонов.
Согласно свежему докладу аналитической компании IDC, во втором квартале текущего года на рынке Западной Европы было продано 20,4 млн обычных мобильников и 21,8 млн — «умных». Причем продажи первых за год упали на 29%, а вторых выросли на 48%. В мире в целом пока обычные мобильники преобладают, но уже к 2015 году смартфоны вырвутся на первое место, прогнозирует компания HIS iSuppli. Тогда мировые поставки смартфонов достигнут впечатляющей отметки в 1,03 млрд аппаратов в год. Их доля на общем рынке мобильной связи достигнет 54,4%. Эксперты связывают лавинообразный рост популярности «умных» гаджетов с успехом операционных систем Apple iOS и Google Android. Причем продажи могли бы расти еще быстрее, популяризации «умных» телефонов мешают только высокие цены на них. Особенно заметно это на развивающихся рынках Африки и Азии.
А что в России? Эксперт информационно аналитического агентства «М-Форум» Алексей Бойко говорит, что доля смартфонов в штучном выражении не достигает и 25% на российском рынке мобильных телефонов. Когда произойдет перелом рынка, аналитик прогнозировать не берется, замечая лишь, что победа смартфонов не случится в ближайшие годы. Татьяна Земцова, аналитик инвестиционного холдинга «Финам», настроена более оптимистично: «Уже в среднесрочной перспективе смартфоны займут доминирующую долю, вытеснив «простые» устройства на периферию рынка».
Михаил Фадеев, независимый эксперт-аналитик рынка мобильных гаджетов приводит свои оценки: «В год на российском рынке продается до 40 млн мобильных средств связи, и доля смартфонов не превышает 3–4 млн. Вот вам и «смартфонизация». В то же время следует заметить, что доля смартфонов в столице и крупных городах ощутимо выше — по причине более высокой платежеспособности населения». В будущем доля смартфонов по России в целом, безусловно, будет расти, говорит эксперт.
Есть и еще одна причина, препятствующая взрывному росту продаж смартфонов. Без доступа к высокоскоростному мобильному интернету смартфон ничуть не лучше своего обычного собрата. Именно интернет позволяет использовать львиную долю преимуществ «умных телефонов»: это и социальные сети, и новости, и работа с документами, и онлайн-игры. За последние несколько лет сотовые операторы вложили в развитие сетей третьего поколения несколько миллиардов долларов. В итоге доступ в сеть дешевеет, а объем трафика растет. Доходы крупнейших операторов от передачи данных в сотовых сетях в прошлом году выросли почти на 50% по сравнению с 2009-м, а объем трафика — более чем в пять раз.
Сейчас сетью 3G покрыты большинство областных центров в России и операторы стремятся к покрытию более мелких поселений. Полноценно пользоваться смартфонами можно уже и во многих районных центрах, в первую очередь, конечно, в центральной части России. Но есть и проблемы: настолько быстрый рост трафика приводит к увеличению нагрузки на сотовые сети и снижению качества услуг на этом рынке — сотовые операторы просто не успевают за растущим спросом.
При этом другого пути развития у них просто нет. Рынок голосовых услуг очень насыщен, так что его игроки все больше будут развивать как сами сети связи, обеспечивающие высокую скорость доступа в интернет, так и дополнительные сервисы, расширяющие сферу применения смартфонов, — различные геолокационные сервисы, технологии дополненной реальности, бесконтактные платежи NFC, отмечает Татьяна Земцова.
С приходом мобильного высокоскоростного интернета пользователи начинают привыкать к целому спектру новых возможностей. Например, уже активно используются геолокационные сервисы, которые позволяют находить с помощью смартфона нужные пользователям места: магазины, рестораны, аптеки, банкоматы и т.д. А это в свою очередь помогает популяризации «умных» телефонов.
Однако блестящие перспективы смартфонов не означают, что обычные мобильники уйдут с рынка. «Простые мобильные телефоны с рынка не исчезнут — да, их доля ощутимо снизится, но все равно останутся дети, пожилые люди, да и просто те, кто принципиально «не дружит» с техникой. Они не смогут пользоваться смартфонами по определению: будут путаться в меню, не захотят разбираться с изобилием функций. Им нужны исключительно звонки», — говорит Михаил Фадеев.
Его поддерживает Михаил Николаев, президент компании-производителя дизайнерских телефонов Just5: «С мнением, что когда-нибудь смартфоны полностью вытеснят с рынка простые сотовые телефоны, нельзя согласиться. Обычные телефоны, с ограниченным до необходимого минимума функционалом, будут пользоваться спросом и существовать параллельно с «умными» телефонами всегда». Николаев полагает, что у смартфонов есть недостатки: например, «умницы» быстро разряжаются, и обычный телефон часто покупают в качестве надежного дополнения к продвинутому коллеге.
Впрочем, исследования по увеличению длительности работы телефонов от батареи постоянно ведутся. На этой неделе стало известно, что японские ученые разработали литий-ионную батарею, превосходящую традиционные по мощности, но не требующую использования редких металлов. В качестве катодного материала батарейки вместо дорогостоящего кобальта применен органический материал триоксотриангулен. «Ее можно будет использовать в смартфонах и других приборах, срок автономного использования которых увеличится. В перспективе новая батарейка позволит, например, полностью подзаряжать сотовый телефон всего за одну-две секунды», — сказал доцент университета Осаки Ясуси Морита.
Умный или надежный?
Смартфоны становятся популярнее обычных телефонов
Наверх