«Мы выносим второго числа утверждение программы на правительство, и надеюсь, что коллеги нас поддержат», — заявил глава Минприроды Сергей Донской РИА Новости. Параметры программы, отправленной на межведомственное согласование еще прошлой осенью, не раскрываются. Из комментариев чиновников следует, что предлагается увеличить количество участников разработки шельфовых месторождений, в том числе в геологоразведке.
Согласно закону «О континентальном шельфе», который был принят в 2008 году при поддержке вице-премьера Игоря Сечина, получить лицензию на разведку и добычу углеводородных ресурсов на море могут только компании, в которых контрольный пакет принадлежит государству, с пятилетним опытом работы на российском шельфе. Под эти критерии попадают только «Газпром» и «Роснефть», которые в последние годы получили от правительства несколько десятков лицензий. Отдельным решением (в порядке исключения для выполнения международного договора с Вьетнамом) в список допущенных к шельфу включили «Зарубежнефть», которая занималась офшорными проектами за рубежом.
Впрочем, ограничение доступа частных инвесторов к шельфовым проектам и директивное распределение лицензий между монополистами время от времени подвергалось критике. Особенно активен был глава «Лукойла» Вагит Алекперов, регулярно выступавший за либерализацию законодательства. Весной он стал инициатором письма руководителей четырех частных компаний (к «Лукойлу» присоединились ТНК-ВР, «Башнефть» и «Сургутнефтегаз») главе правительства и избранному президенту Владимиру Путину с просьбой пересмотреть подходы к доступу на шельф. У «Лукойла» действительно имеется сильный аргумент. На сегодняшний день эта компания является единственной российской корпорацией, реализовавшей самостоятельно шельфовый проект на родине (добывает нефть на месторождении им. Корчагина в российском секторе Каспия). Два других работающих проекта — «Сахалин-1» и «Сахалин-2» — запустили иностранные операторы под руководством ExxonMobil и Shell соответственно.
История работы на шельфе российских госкомпаний выглядит печально. «Газпром» и «Роснефть» на протяжении доброго десятка лет безуспешно готовили к разработке Приразломное месторождение в Печорском море. Затем нефтяная компания вышла из проекта. Оставшись в одиночестве, «Газпром» еще пять лет потратил на подготовку платформы, которую установили в прошлом году, но добыча пока так и не началась. Сейчас «Роснефть» создала с иностранными корпорациями несколько совместных предприятий для геологоразведки шельфовых участков (ExxonMobil, Eni и Statoil), которым обещан привлекательный и стабильный фискальный режим. Но насколько успешной будет эта модель сотрудничества, мы узнаем через много лет. Даже создание консорциума для добычи — это еще не гарантия реализации проекта, как показывает опыт «Газпрома» на «Штокмане».
Глава Минприроды Сергей Донской надеется, что правительство поддержит предложения по «расширению субъектного состава на шельфе». «Сначала нужно идеологически решить, как и какие механизмы, в том числе организационные, мы дальше будем использовать для освоения шельфа. Потом мы будем вносить изменения в законодательство», — сказал он информационному агентству. Для надежд есть некоторые основания. Как сообщалось, в ходе межведомственных согласований серьезные замечания возникли только у Министерства энергетики. Однако после смены правительства ситуация могла измениться. Новый министр Александр Новак в отличие от Сергея Шматко имеет репутацию либерала, как и куратор ТЭК в правительстве Аркадий Дворкович, который находится в конфронтации с Игорем Сечиным (ныне президентом «Роснефти») по принципиальным вопросам развития энергетики и освоения шельфа в частности.
Ожидать радикальных изменений политики в этой сфере нельзя, но даже частичная либерализация будет прорывом, поскольку может быть воспринята инвестиционным сообществом как смена вектора. По крайней мере не будет такой ситуации, как весной, когда на письмо руководителей частных компаний Владимиру Путину вице-премьер Игорь Сечин ответил, что у них и так много запасов. А если они хотят работать на шельфе, то должны играть по правилам, установленным для иностранцев, — брать на себя риски геологоразведки в обмен на роль миноритария при госкомпании. Более того, почти сразу у всех «писателей» начались неприятности: «Башнефть» и «Лукойл» лишились права работать совместно на месторождениях им. Требса и им. Титова, а ТНК-ВР и «Сургутнефтегазу» предъявили экологические претензии.