Киев демонстративно сделал ряд шагов в сторону Европы, причем правила игры на газовом рынке меняются таким образом, что одновременно становится все более затруднительным сотрудничество Украины с Москвой. Новый раунд торга состоится скорее всего после инаугурации избранного президента Владимира Путина.
В окружении Виктора Януковича, видимо, считают, что так будет проще получить от российского руководства уступки. Но до сих пор этот подход себя не оправдывал. Ждать реальной экономической помощи от Евросоюза Украине не приходится, а попытка усидеть на двух стульях злит российских партнеров. Договориться о встрече с Владимиром Путиным до инаугурации Виктору Януковичу пока не удалось. Сообщалось, что он звонил российскому премьер-министру с этой целью на Пасху, но источник «МН» в секретариате президента Украины говорит, что встреча по газу на высшем уровне намечена на 15 мая. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков также говорит, что возможность встречи действительно обсуждалась по инициативе украинской стороны, но в графике на эту неделю она пока не значится.
19 апреля Национальная комиссия по регулированию в сфере энергетики (НКРЭ) утвердила порядок доступа к единой газотранспортной системе (ГТС) Украины. Новые правила игры закрепляют требования равного доступа к газопроводам и подземным хранилищам для всех участников рынка, однако сохраняют за правительством весомые рычаги влияния на его субъектов через контроль за порядком доступа к ГТС.
Утвержденный порядок доступа к ГТС стал очередным шагом Украины на пути внедрения принципов Европейского энергетического сообщества, к которому Киев присоединился в феврале 2011 года. А в середине апреля, напомним, Верховная рада, где большинство голосов контролирует правящая коалиция во главе с Партией регионов, приняла законопроект, разрешающий реорганизацию «Нафтогаза Украины» в соответствии с требованиями Евросоюза. При этом законодательный запрет на любые действия, которые позволили бы предметно говорить о создании совместного предприятия или консорциума, был сохранен.
Базовые положения, реализованные в документе о порядке доступа к ГТС, определены законом об основах функционирования рынка природного газа, принятым в августе 2010 года. Этот документ был призван зафиксировать имплементацию в украинскую правовую систему принципов «второго энергетического пакета» Евросоюза. В частности, закон запрещает газотранспортным и газораспределительным предприятиям заниматься добычей и поставкой газа конечным потребителям. Если такое предприятие функционирует в составе вертикально интегрированного энергетического холдинга, то оно должно быть юридически независимым.
Несмотря на декларируемые принципы прозрачности ГТС, в руках у правительства сохраняется мощный рычаг регулирования внутреннего газового рынка. Ключевой позицией в утвержденном порядке доступа к ГТС является создание реестра субъектов рынка природного газа, участие в котором дает возможность пользоваться услугами системы. Его администрирование должен осуществлять пока еще не созданный оператор единой ГТС Украины. Именно оператор принимает решение о включении в реестр или изъятии из него субъекта рынка на основании ряда документов, список которых на данный момент не обнародован. По информации «МН» от источников в украинском правительстве, этот список будет определять министерство энергетики и угольной промышленности.
Новый порядок доступа к ГТС может осложнить экспансию «Газпрома» на украинский газовый рынок. В начале года были обнародованы проекты соглашений, из которых ясно, что «Газпром» претендует на участие в двух совместных предприятиях — по управлению магистральными газопроводами Украины и местными распределительными сетями. Однако в соответствии с упомянутым законом об основах функционирования рынка природного газа оператор ГТС имеет все полномочия для того, чтобы заблокировать допуск «Газпрома» к владению газораспределительными сетями, поскольку компания является поставщиком ресурса на рынок. Под вопросом также оказывается и возможное участие «Газпрома» в консорциуме по управлению украинскими магистральными трубопроводами.
Также открывается возможность подписания европейскими покупателями газа контрактов с «Газпромом», которые бы предусматривали перенос пунктов сдачи-приемки российского газа с западной на восточную границу Украины. В этом случае уже не «Газпром», а собственник газа договаривался бы с оператором ГТС о транзите через украинскую территорию. Впрочем, подобное изменение договорных отношений вступает в противоречие с контрактом по транзиту российского газа, подписанным «Газпромом» и «Нафтогазом» 20 января 2009 года. Согласно этому документу, «Нафтогаз» обязан надлежащим образом доставлять переданные ему для транзита объемы газа на границы с европейскими странами и Молдавией. В противном случае украинский концерн должен возместить «Газпрому» убытки.
Кроме того, на основании порядка доступа к ГТС оператор обязан обеспечить возможность доступа к системе других субъектов рынка, причем приоритет отдается поставщикам газа для населения и предприятий энергетики. Таким образом, теоретически обязательства «Нафтогаза» по выполнению транзитного контракта могут вступить в противоречие с требованиями порядка доступа к ГТС, и «Газпрому» может быть отказано в использовании трубопроводных мощностей Украины. Хотя с учетом декларируемых «Газпромом» намерений минимизировать значение украинской ГТС как маршрута поставок газа на европейские рынки и снижения объемов загрузки трубы в январе–марте текущего года подобные угрозы вряд ли способны серьезно напугать руководство российского монополиста.
Спиной к лицу
Украина готовится к газовым переговорам с Россией, повернувшись к Европе
Наверх