Выступая на открывшемся вчера в Жуковском (Московская область) международном форуме «Технологии в машиностроении-2012», министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что до 2020 года в процесс «новой индустриализации» России будет вложено в общей сложности из государственных и негосударственных источников более 3 трлн руб. Конфигурация промышленности будущего, которую предполагается создать за эти деньги, по словам Мантурова, определяется четырьмя принципиальными характеристиками. Во-первых, ожидается массовый переход на идеологию «управления жизненным циклом изделия». Эта идеология предполагает, что продукт машиностроения (машина или комплекс машин) поставляется пользователям в комплекте со всеми услугами, которые потребуются для ухода и ремонта оборудования в течение всего срока эксплуатации изделия, а также утилизации, когда этот срок подойдет к концу. Такой подход во взаимоотношениях с заказчиками уже применяет, по словам Мантурова, холдинг «Вертолеты России».
Вторым отличием новой промышленности от нынешней будет переход на качественно другие технологии инжиниринга, основанные на более глубокой автоматизации процессов проектирования. Третьим характерным признаком будущей индустрии должно стать массовое применение новых материалов. А четвертым — распространение промышленной инфраструктуры нового типа, которая получила название «умная среда». Имеется в виду, что «умные» дороги, сети, заводы за счет широкого применения промышленных роботов смогут обеспечить оптимизацию производственных процессов.
Глава Минпромторга признал, что Россия пока находится от индустрии будущего значительно дальше, чем страны — лидеры мировой экономики. «Нередко мы топчемся на месте, которое остальной мир прошел 10–15 лет назад, — сказал он. — Мы пропустили как минимум два этапа индустриализации». В качестве примера он привел статистику потребления композитных материалов в США, где оно составляет 1,5 тонны на душу населения в год, и России с 0,5 кг. «До 2020 года Минпромторг намерен направить 20 млрд руб. на разработку новых материалов», — сообщил министр. Однако госфинансирование, обещанное на этот сектор промышленности, станет скорее исключением из общего правила. В основном власти надеются оплатить «новую индустриализацию» за счет самих промышленных предприятий. «Надо слезть с бюджетной иглы», — призвал Мантуров собравшихся в Жуковском глав корпораций. Основными формами государственной поддержки промышленности, по его мнению, должны стать субсидирование процентных ставок по кредитам и государственные гарантии займов, на прямые бюджетные вливания в промышленность, судя по словам министра, рассчитывать не стоит.
Накопленное за два десятилетия отставание правительство надеется преодолеть к 2020 году, поскольку позже сделать это будет уже невозможно. «Надо догонять мировых производителей, и такая возможность есть у нас только в оставшиеся восемь лет», — сказал министр. Для этого, как уже не раз бывало в истории России, он предлагает «шире привлекать внешних поставщиков технологических решений».
Слова Мантурова о том, что прямого госфинансирования «новой индустриализации» не будет, промышленников-практиков не испугали и даже не очень удивили. «А мы и сейчас работаем так», — сказал «МН» Алексей Федоров, президент корпорации «Иркут», входящей в состав Объединенной авиастроительной корпорации. «Иркут» сейчас работает над самым главным сейчас проектом отрасли — среднемагистральным самолетом МС-21, первый полет которого намечен на 2016 год. «Правительство выделяет средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Но все техническое перевооружение предприятия делается за счет нашей прибыли или займов», — говорит Федоров.
Рывок на триллионы
Правительство задумало новую индустриализацию
Наверх