Уже в среду Дума может принять в первом чтении проект закона «О федеральной контрактной системе (ФКС)». Многочисленные комитеты-соисполнители одобрили законопроект, но все нашли в нем недостатки, которые можно исправить во втором чтении. В правительстве принципиально менять текст не хотят.
Над законопроектом в Думе работают сразу семь комитетов. У всех нашлись свои дополнения и поправки. Комитет по экономической политике предлагает дать заказчикам право вводить преференции для поставщиков отечественной продукции и назначить госорган, устанавливающий показатели и критерии эффективности закупок.
В комитете по науке считают, что новый законопроект не учитывает специфику научно-исследовательских работ, для которых, особенно на ранних стадиях, «характерна высокая степень неопределенности и новизны ожидаемого результата». Депутаты считают, что бюджетные научные учреждения надо полностью вывести из-под действия закона, либо существенно повысить для них уровень минимальной суммы закупок, проводимых без конкурсных процедур: со 100 тыс., например, до 500 тыс. руб. Также предлагается дополнить законопроект отдельной главой, устанавливающей профессиональные требования к исполнителям госконтрактов. Для повышения эффективности закупок инновационной продукции предлагается заключать контракт «под ключ», то есть на весь цикл: «прикладные исследования — разработки — освоение и производство инновационной продукции».
Комитет по федеративному устройству возражает против обязательных электронных аукционов для закупок определенного перечня товаров и услуг. Это «вызывает технические, кадровые и организационные сложности» в сельской местности. В комитете также считают излишним наделение муниципальных органов власти правом самостоятельно устанавливать требования к приобретаемым товарам и услугам. Авторы заключения опасаются, что оценка будет субъективной, и предлагают передать нормирование бюджетных потребностей правительству. А предусмотренную законопроектом возможность передавать закупочные функции с муниципального на региональный уровень в комитете посчитали и вовсе противоречащей Конституции.
Комитет по промышленности ставит под сомнение такой способ определения начальной стоимости контракта, как метод одной цены. Обоснования требует не только начальная цена контракта, уверены в комитете по природным ресурсам, но и сроки поставки. Случаи их намеренного сокращения для привлечения к исполнению контракта аффилированных лиц очень распространены. Еще одно предложение — дать заказчикам право устанавливать в контракте обязательность добровольной экологической сертификации поставщика.
В сфере закупок лекарств законопроект недостаточно учитывает эффективность препаратов и «мнение потребителей», отмечают в комитете по охране здоровья. «Экономическая эффективность не может являться основным критерием выбора медицинских товаров и услуг. Это неизбежно отразится на эффективности и безопасности лечения больных», — предупреждают в комитете.
Самый обширный перечень замечаний представил комитет по земельным отношениям и строительству. Там требуют, например, четко определить понятие таких категорий, как «избыточные потребительские свойства» и «предмет роскоши», которые не следует закупать бюджетным организациям. Основные претензии связаны с распространением общих правил ФКС на строительную сферу. Для нее должны быть прописаны особые правила, считают депутаты.
При своем мнении о разработанном в Минэкономразвития законопроекте «О ФКС» остаются оппоненты из ФАС. «Хорошего в ФКС мало, — заявил глава этого ведомства Игорь Артемьев на заседании бюро РСПП на прошлой неделе. — Но политическое решение принято. Будем работать над улучшением этого закона». По его словам, «ФКС — это возвращение ничем неограниченных прав госслужащих в навязывании своих условий поставщикам в гипертрофированном виде. В каждом пункте идет расширение прав чиновников, коррупционного потенциала и умаление прав предпринимателей». Однако новый ответственный за направление госзакупок замминистра экономического развития Владимир Симоненко заверил недавно, что «концептуальных изменений в проекте закона быть не может, так как правительство приняло насчет него принципиальное решение».
Госзакупки на думских торгах
Споры вокруг федеральной контрактной системы выходят на финишную прямую
Наверх