— Путин призвал вкладываться в проекты развития и иностранных, и внутренних инвесторов. Однако инвесторам нужны банковские кредиты, только выпуском инфраструктурных облигаций, по оценкам экспертов, не обойтись. Крупные банки, особенно государственные, возможно, располагают для этого ресурсами. А региональные банки готовы сделать доступными для частных инвесторов займы под инфраструктурные проекты?
— Вполне. Президент на форуме назвал ряд мер, необходимых для повышения доступности банковских кредитов, снижения процентных ставок. Это и совершенствование механизмов рефинансирования банковской системы, и развитие конкуренции в банковском секторе, и меры по снижению рисков, издержек и административных расходов, избыточной отчетности. Например, перевод отчетности на электронные носители сэкономит для банков десятки миллиардов рублей. Будет усилена и защита прав кредиторов. Ведь зачастую банки не только не получают деньги от заемщика, но вместо этого и сами становятся должниками. Все эти меры требуют внесения поправок в законодательство.
— А когда эти изменения будут приняты?
— Все, что президент озвучил, уже в работе и в ближайшее время будет реализовано. Предложения прорабатывались в администрации президента, с его помощником Эльвирой Набиуллиной вместе с банковским сообществом.
Осенью закон о номинальных счетах будет принят. Для банков это все даст снижение рисков
— Какие именно готовятся меры по расширению доступа к кредитным ресурсам?
— Например, в законодательстве будет регламентировано предоставление так называемых синдицированных кредитов. Дело в том, что очень часто крупные инфраструктурные проекты можно профинансировать, лишь объединив средства нескольких банков. У нас таких кредитов выдается очень мало, потому что нет правовой основы. А если банки их и выдают, то на основе зарубежного права. Поскольку деньги сливаются в один банк, то нужны единые стандарты, чтобы все участники понимали, по каким правилам кредит выдан и как он будет обслуживаться. Ассоциация региональных банков уже подготовила такие стандарты и предложения по изменению законодательства. Это и правила оформления документации, требования к заемщику, график погашения кредита, выданного под эти проекты, предоставление информации. Нужно определить и то, кто будет управлять залогом.
Наконец, необходимо регламентировать в законодательстве так называемые номинальные счета. Если вдруг ведущий проект банк обанкротится, то средства, которые были связаны с инфраструктурным проектом, не арестовываются, не поступают в общую конкурсную массу. То есть проект должен и дальше реализовываться, а кредит погашаться. Осенью закон о номинальных счетах будет принят. Для банков это все даст снижение рисков.
Кстати, со следующего года нотариальная федеральная палата начинает регистрацию имущественных залогов. Это облегчает работу банков с заемщиками. Они смогут видеть, что уже у заемщика в залоге. Заемщик, у которого все имущество заложено, не сможет взять кредит.
— А как вы оцениваете проблему качества подготовки проектов, о которой упоминал на форуме помощник президента Игорь Левитин?
— Эта проблема актуальна для финансирования инфраструктурных проектов не только за счет частного капитала, но и за счет Фонда национального благосостояния. Зачастую проект на бумаге признается хорошим. А его настоящее качество становится видно только при исполнении. Отбор проектов — это тоже задача банковской системы. Тут главное, чтобы не чиновники отбирали проекты. Они не могут быть специалистами по всем направлениям. Важно, чтобы в проектах государственно-частного партнерства было разделение рисков. Если банк берет на себя риск, то будет отбирать проекты, которые реально будут работать.
Куда Владимир Путин пригласил инвесторов:
Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва—Казань. Она станет пилотным участком маршрута, который в дальнейшем соединит центр, Поволжье и Уральский экономический район.
Центральная кольцевая автомобильная дорога вокруг Москвы на расстоянии 30–70 км от МКАД. По оценке президента, эта новая автодорога «изменит всю логистику перевозок в европейской части страны» и помимо разгрузки Москвы от транзита даст новые возможности для развития центральным регионам.
Кардинальная модернизация Транссибирской магистрали. Увеличение пропускной способности этой одной из самых протяженных в мире магистралей длиной 10 тыс. км даст «мощный импульс развитию Дальнего Востока и Сибири», став «ключевой артерией» между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Строительство железнодорожного моста через Амур, который даст выход на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Соглашение с китайской стороной было подписано прямо во время форума. Ориентир — с первоначальных 5 млн тонн грузов ежегодных перевозок достичь уровня 20 млн тонн.