На фоне бюджетных трудностей, которые переживают европейские страны, идея пополнить казну путем изобретения новых налогов и сборов приобретает особую соблазнительность в глазах чиновников. Например, в Германии с января 2011 года введен налог с авиапассажиров. Каждый человек, покидающий Германию по воздуху, платит в пользу государства (помимо обычных аэропортовых сборов) от 7,5 до 42,18 евро в зависимости от того, в какую страну он направляется. Решение о введении этого налога вызвало бурные, но бесплодные протесты со стороны авиакомпаний и объединяющей их Международной ассоциации воздушного транспорта. В Англии подобный налог действует еще с прошлого века, но начиная с 2007 года его ставки ежегодно повышаются. С апреля 2012 года сбор составляет от 13 до 184 фунтов стерлингов с каждого улетающего пассажира в зависимости от продолжительности полета и класса бронирования.
В своем письме министрам финансов WTTC ссылается на английский налог, как на пример решения, наносящего ущерб национальной экономике. Исследование, проведенное WTTC, показало, что из-за него британский ВВП потерял 4,2 млрд фунтов, а туриндустрия лишилась 91 тыс. рабочих мест. Такой же эффект имел налог с авиапассажиров, действовавший в течение одного года в Голландии. За этот год голландская казна дополнительно собрала 300 млн евро, а экономика страны потеряла 1,2 млрд евро, так как пассажиропоток частично ушел в аэропорты соседних стран. Обнаружив это, власти налог оперативно отменили. «Туризм рассматривается как дойная корова, легкий источник быстрых денег, получаемых через введение новых налогов или увеличение существующих. Однако факты свидетельствуют, что обложение туризма налогами не приносит пользы», — говорится в письме, подписанном председателем WTTC Михаэлем Френцелем и президентом совета Дэвидом Сковсилом.
WTTC — международная общественная организация, объединяющая руководителей крупнейших мировых компаний, имеющих отношение к индустрии отдыха и пассажирскому транспорту. Россия представлена в совете скромно: двумя персонами в числе 70 с лишним. Это председатель совета директоров авиакомпании «Трансаэро» Александр Плешаков и Владимир Якушев — управляющий партнер компании S-Group, в которой сосредоточены активы основного акционера «Северстали» Алексея Мордашова. В исполнительном комитете WTTC от России нет никого.
Наша страна не упоминается в письме совета европейским министрам. Между тем идеи специальных сборов авиапассажиров по европейскому образцу высказываются и в России. В апреле Минтранс направил в другие ведомства финансово-экономического блока предложение поддержать внутренние авиаперевозки в стране, освободив их от НДС. Уменьшение доходов бюджета Минтранс намеревался компенсировать введением нового сбора с международных авиаперелетов. Ориентировочно называлась сумма в 1 тыс. руб. На столько должен был подорожать каждый авиабилет за границу России. Предложение не подержали Минэкономразвития и Минфин, которые указали, что «адресное» освобождение одной отрасли от НДС создаст нежелательный прецедент и пример для предприятий других сфер экономики. Кстати, идея налога на международных авиапассажиров критики не вызвала. «Дальнейшего развития эта история пока не имела», — сообщили «МН» вчера в Минтрансе.