Инициатор законопроекта, зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школкина считает, что появление на отечественном рынке стандартов качества сможет сделать российские продукты конкурентоспособными на европейском рынке. Экологически чистый продукт не должен содержать красителей, усилителей вкуса и стабилизаторов, должен выращиваться без использования химических удобрений. Сейчас маркировку «экологически чистый» на товары наносят сами производители и продавцы, однако это определение не подкреплено никакими стандартами качества. Российский рынок уравнивает тех, кто тратит на контроль качества тысячи долларов, продавцов несертифицированных фермерских товаров и тех, кто просто клеит на товары этикетку «Не содержит ГМО». Согласно законопроекту «О производстве экологически чистой (органической) сельскохозяйственной продукции» чиновникам предстоит разработать систему контроля производства экотоваров.
«Скорее всего качество продукции будет контролироваться в сотрудничестве с теми структурами, которые уже сейчас занимаются сертификацией органических овощей, фруктов, мяса и молока. Как правило, это международные структуры, которые имеют представительства в России, такие как Ecoglobe и Ecocert», — говорит основатель объединения производителей и поставщиков экопродукции «Экокластер» Александр Коновалов.
В европейских странах разница в цене между экологичными и обычными продуктами составляет порядка 30%. По словам Коновалова, в России разница в цене сейчас составляет от 40 до 70% в зависимости от товара. Некоторые отечественные товары без пестицидов и пищевых добавок стоят как минимум вдвое дороже обычных. Так, например, молоко экофермы «Коновалово» стоит 140 руб. за литр, в то время как пакет обычного молока обойдется в среднем в 50 руб. Килограмм экологически чистого картофеля в магазине «Био-Маркет» стоит 109 руб., обычный молодой картофель стоит порядка 40 руб. Такая разница в наценке объясняется тем, что в России в отличие от стран Европы производители органических продуктов не получают государственной поддержки. 40% доходов европейских фермеров составляют дотации от государства. Владельцы экоферм проводят за свой счет сертификацию земель, не добавляют в продукты усилители вкуса и консерванты. В результате срок хранения многих продуктов сокращается до двух-трех дней, что влечет дополнительные расходы на логистику.
По данным Международной федерации движения за органическое хозяйство (International Federation of Organic Agriculture Movements), объем российского рынка экопродуктов составляет всего 0,1% от всех продуктов питания, в то время как в Европе этот показатель составляет 4%. «В ближайшие два-три года при содействии государства доля экопродуктов на российском рынке может вырасти до 5–7%», — считает Коновалов.
По словам производителей органических продуктов, если государство поможет фермерам сократить издержки, у них будет шанс составить конкуренцию европейским коллегам. «У России есть ряд уникальных продуктов, востребованных в Европе. Европа уже скупает дикоросы — кедровые шишки, грибы, ягоды. А потом еще и продает нам это как экопродукт, — говорит генеральный директор компании «Экокультура» (входит в рабочую группу по разработке закона) Яков Любоведский. — Мы можем продавать им готовую экопродукцию из дикоросов, и она будет пользоваться спросом. Неуникальные экопродукты мы тоже имеем шанс продавать на Западе, спрос будет регулироваться рынком — соотношением цены и качества».
«Европейцы понимают, что в России много экологически чистых территорий — Алтай, Сибирь, Карелия, Дальний Восток. Если товары будут соответствовать стандартам, они будут востребованы», — считает Александр Коновалов.