Пока что Росстатом не отмечено повышение розничных цен на бензин, а вот оптовые цены уже поползли вверх: на АИ-95 выросли на 5,8%, на АИ-92 — на 4,5%. По прогнозам экспертов, серьезного скачка розничных цен следует ожидать в конце февраля — начале марта.
Рост цен на топливо в нынешнем году прогнозировался чиновниками еще осенью, когда о девальвации рубля, во всяком случае о резкой девальвации, речи не было. Так, по прогнозу вице-премьера правительства РФ Аркадия Дворковича, цена на бензин за весь 2014 год должна вырасти на 6–10%. Такое подорожание должно было стать следствием налогового маневра в нефтяной отрасли, предполагавшего повышение НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на нефть с одновременным снижением экспортных пошлин на нефть и светлые нефтепродукты. Базовая ставка НДПИ на нефть в 2014 году вырастет на 4,9% — до 493 руб. с 470 руб. за тонну, а в 2015 году она увеличится еще на 7,5% — до 530 руб. В 2016 году ставка будет расти дальше: ее планируется повысить до уровня 559 руб. за тонну (еще на 5,5%). В то же время экспортная пошлина на нефть будет снижаться: с 60 до 59% от стоимости — в 2014 году, 57% — в 2015 году, и 55% — в 2016 году. Кроме того, с начала 2014 года повышены акцизы на бензин.
В то же время крупные нефтяные компании сокращают поставки на внутренний рынок, объем запасов топлива на НПЗ сократился до 1,4 млн тонн. А вот экспорт вырос — удорожание доллара сделало его привлекательным. В этой ситуации наметился рост оптовых цен на бензин: согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) на конец января, цены на АИ-92 уже повысились на 1812 руб. за тонну (на 5,8%), на АИ-95 — на 1475 руб. за тонну (на 4,5%). Ситуацией занимается ФАС — она уже пригрозила мерами антимонопольного реагирования, если будет доказано существенное снижение отгрузки на внутренний рынок.
За оптовыми ценами неизбежно следует розница, но пока что она не рванула вверх. По данным Росстата, за последнюю неделю января цены на бензин в целом по России не изменились и составили 30,52 руб. за литр.
Павел Сакадынский, директор московского филиала КБ «Энерготрансбанк»
«Бензин может вырасти в цене на 10–15%»
Некоторая зависимость цен на бензин от курса рубля установилась только последние два года, и вряд ли это можно считать тенденцией. Рост цены на бензин — билет в один конец, если рубль колеблется вверх-вниз, бензин только вверх. Это, конечно, связано с ценами на нефть и аппетитами владельцев нефтяных компаний и НПЗ. Так как рост начинается с оптовых цен, а это уже произошло (разница с розницей 6–8 руб.), то рост рознице обеспечен и начнется с конца февраля — начала марта. Факторы, также влияющие на цену бензина, — это экспортная пошлина и объем продаж на бирже (ее планируется увеличить на 10–15%). Кроме того, на цену влияют необходимые инвестиции в НПЗ (это, как правило, импортное оборудование, подорожавшее из-за роста курса доллара). Формула цены на бензин «инфляция + 3%» в 2014 году не сработает. Рост цен будет 10–15%, что, естественно, должно подстегнуть и инфляцию. Но отсутствие драйверов роста экономики РФ оставят инфляцию на прогнозных 5–6%.
Анна Бодрова, старший аналитик компании «Альпари»
«АИ-95 к лету может стоить 35 рублей»
Автозаправки уже меняют ценники на топливо, закладывая в повышенную стоимость литра бензина возможные будущие колебания рубля. На оптовых площадках стоимость АИ-92 и АИ-95 с начала года выросла на 4–5%, и это, судя по тенденциям, только начало. Антимонопольные службы уже предупредили топливные компании о недопустимости искусственного завышения цен на бензин, но вряд ли эта словесная интервенция будет иметь длительный эффект: к началу весны топливо на АЗС скорее всего подорожает. Есть внутренние факторы для роста отпускных цен на бензин: сокращение экспортной пошлины, рост налогов на добычу полезных ископаемых в России. Бюджету нужно «заткнуть» эти недостачи, и сделать это за счет потребителя проще всего. Если топливные компании действительно переложат стоимость растущих акцизов на плечи потребителя, цена за литр АИ-95 может к лету составить порядка 34–35 рублей.
Сергей Суверов, начальник аналитического департамента управляющей компании «Русский стандарт»
«Цены на одежду и лекарства вырастут скорее, нежели цены на топливо»
Не вижу прямой большой связи между ослаблением рубля и ценами на бензин, так как импортного бензина на рынке мало. Скорее вырастут цены на одежду и лекарства. Затраты же на производство бензина в основном рублевые. Вероятнее, что падение рубля увеличит общую потребительскую инфляцию.