Еще об одной масштабной задаче напомнил на коллегии помощник президента Андрей Белоусов — повышение производительности труда. Эта тема была головной в президентском послании и поэтому будет оставаться в фокусе внимания, предупредил он. Параллельно с этим Минэкономразвития предстоит в новом году реагировать на ситуацию, возникающую в моногородах — сводная ответственность на нем, заметил помощник президента.
Говоря о результатах прошлого года, первую половину которого МЭР возглавлял Белоусов, а вторую — Улюкаев, оба нашли поводы и для критики, и для похвалы. Но главные экономические итоги, не слишком утешительные, прозвучали уже после окончания коллегии — из уст замглавы ведомства Андрея Клепача. Экономический рост в 2013 году оказался ниже последнего прогноза, составив 1,3%, в декабре ВВП не рос вообще. Правда, некоторые экономические показатели «встрепенулись» в конце прошлого года, оставляя надежду на лучшее.
Позитивно, но ненадежно
Основными вызовами, по словам Улюкаева, остаются наряду с глобальной нестабильностью внутренние барьеры для развития бизнеса и инфраструктурные ограничения. Главная, по его словам, задача сегодня — это подхватить «робкие и ненадежные» позитивные тенденции.
Например, среди прошлогоднего позитива министр отметил создание комплекса многофункциональных центров по оказанию госуслуг. «Уже 1100 центров создано, и мы уверены, что это серьезный вклад», — заявил Улюкаев, заметив, что бывал в таких центрах лично, беседовал с гражданами и убедился, что гражданам они нравятся.
И Клепач, и Улюкаев высказали уверенность, что низшая точка экономического роста осталась в третьем квартале 2013 года, когда он составил 1,2%. В будущем году, полагает замминистра, прогнозная планка в 2,5% роста вполне достижима
Вместе с тем, заметил Белоусов, услуги необходимого качества доступны еще далеко не везде. «Министерство вовремя не сделало требования к информационному обеспечению. Мы что делаем-то? Мы выделили деньги, по всей стране стоят эти МФЦ, это что, будут коробки пустые?.. Эта ситуация критическая для 2014 года», — заявил он.
Такие же условно-позитивные результаты, по словам чиновников, можно отметить и, например, во взаимодействии с ВТО. В прошлом году, сказал Улюкаев, удалось продвинуться в «создании предпосылок» для продвижения интересов нашей страны в ВТО, начали применять механизмы, предоставляемые этой организацией. «Здесь лед тронулся… но для этого понадобилось два поручения президента. Хотелось бы, чтобы эта работа была поставлена на более системную основу и решалась без вмешательства президента», — отреагировал Белоусов.
Макроэкономические результаты последнего квартала 2013 года оказались противоречивыми — есть слабая позитивная динамика по некоторым показателям, но назвать ее устойчивой пока никак нельзя. «Промышленность в четвертом квартале чуть-чуть ожила, встрепенулась», — сказал журналистам Андрей Клепач. Экспорт оказался несколько выше ожидаемого. Зато замедлился оборот розничной торговли, платные услуги ушли в минус, негативная динамика сохраняется по инвестициям.
Однако и Клепач, и Улюкаев высказали уверенность, что низшая точка экономического роста осталась в третьем квартале 2013 года, когда он составил 1,2%. В будущем году, полагает замминистра, прогнозная планка в 2,5% роста вполне достижима. В частности, МЭР видит достаточно финансовых ресурсов в экономике для роста инвестиций на 3,9% и даже больше. Дело, считает замминистра, лишь в доверии и стабильности, согласованности экономической политики, институциональных решениях, улучшении инвестклимата.
Годовой рост цен в 2014 году может составить 5,2% вместо 4,8%, которые сегодня являются точечным таргетом для ЦБ
Развернуть капитал в другую сторону
Между тем новый год, похоже, уже вносит некоторые коррективы в прогнозы Минэкономразвития. Уже сейчас можно предположить, сказал замминистра, что МЭР не угадал с прогнозом по оттоку капитала. Исходя из тенденций января, на первый квартал Клепач прогнозирует 30—35 млрд долл. — больше, чем ожидалось за целый год (25 млрд долл.). Отток, пояснил он, ускорился из-за ряда факторов: уход портфельных инвесторов, чистка банковской системы.
Снижение курса рубля в начале года, вероятно, повлияет на инфляцию, признал Клепач. Годовой рост цен в 2014 году может составить 5,2% вместо 4,8%, которые сегодня являются точечным таргетом для ЦБ. Но все зависит от того, когда курс национальной валюты стабилизируется. Для экономического же роста, добавил он, снижение курса рубля скорее позитивно: экспортные доходы будут выше. При этом важно, чтобы коррекция курса рубля не превратилась в повышение банковских ставок, потому что это будет уже негативно влиять на рост ВВП.
Чересчур резкие колебания, по словам замминистра, экономике не нужны, однако об этом должен позаботиться ЦБ, ограничивая серьезные скачки курса. Обвала рубля в этом году не будет, заверил Клепач, а текущая ситуация усугубляется нервной реакцией рынка и граждан. В будущем можно надеяться на возврат инвесторов, «потому что мы выглядим все равно предпочтительнее, чем Турция и ряд других стран» (у которых также слабела национальная валюта).
Некоторый приток капитала в 2014 году Минэкономразвития планирует обеспечить и с помощью приватизации. В прошлом году, напомнил Алексей Улюкаев, удалось провести ряд крупных сделок: приватизацию пакета акций компании «АЛРОСА», ИнтерРАО, АК «СИБИРЬ», ТГК-5, банка ВТБ и др. «Задачи на 2014 год не менее значимые — это крупнейшие инфраструктурные компании. У нас в плане сначала приватизация 5% РЖД, Совкомфлот, Ростелеком», — объявил министр.
Еще одно направление — поддержка несырьевого экспорта через агентство ЭКСАР. Улюкаев отметил в качестве большого достижения создание «работающей системы страхования экспорта за рубежом», пожелав ей более активного включения в работу.
Тем не менее уже сегодня в работе 241 внешнеэкономический проект с компаниями в 51 стране мира на сумму 23 млрд долл., и эти намерения должны быть переведены «в плоскость реализации» в 2014 году. В прошлом году поддержка по 60 проектам составила 74 млрд руб., в этом году стоят более масштабные задачи. Доля и объем поддержки экспорта через ЭКСАР должны выйти на 10% от общего объема несырьевого экспорта, добавил он.
По самым скромным оценкам, в результате работы Федеральной контрактной системы на госзакупках можно сэкономить около 15% федеральных средств, заявил Улюкаев
Экономика должна быть экономной
Очень важным остается для МЭР работа по экономии госрасходов. По самым скромным оценкам, в результате работы Федеральной контрактной системы на госзакупках можно сэкономить около 15% федеральных средств, заявил Улюкаев. «Дело в подготовке специалистов по закупкам, подготовке качественного информационного ресурса», — пояснил он. Речь, в частности, о переходе на единую информационную систему. Еще одна задача — расширить практику общественных обсуждений крупных госзакупок на сумму свыше 1 млрд рублей.
Позитив министр видит и в том, как стали отбираться крупные инвестпроекты для финансирования из Фонда национального благосостояния. «Мы подготовили необходимые правила и принципы для прохождения стратегического отбора и комплексного анализа. Думаю, что в этом году круг такого рода проектов расширится, мы соответствующие предложения в правительство внесли», — объявил министр.
Большие надежды Минэкономразвития возлагает на закон о государственно-частном партнерстве, принятие которого в Госдуме застопорилось в прошлом году в ходе второго чтения. «У нас были ожидания, что мы сможем это сделать в прошлом году, не получилось… Мы должны еще раз вернуться к документу», — сказал министр.
Принятие этого закона вместе с модификацией закона о концессиях расширит сферу приложения инвестиций, например, за счет ЖКХ, рассчитывает Улюкаев. В рамках ГЧП и концессий можно гораздо лучше профинансировать и социальные сектора, например здравоохранение, считает он.