— Расскажите в двух словах о своей творческой биографии. Как вы стали сертифицированным тренером?
— После колледжа я начала работать журналистом в Лондоне, потом два года проработала в неблагополучных школах воспитателем, некоторые из учеников боролись с наркотической зависимостью, жизненные ситуации у большинства были очень трудными. Я проводила творческие занятия по работе с текстилем, пластической глиной, фотографии. Позже я работала продюсером в отделе Би-би-си, занимающемся съемкой документальных фильмов. Но мне захотелось большей творческой свободы, и со временем я стала заниматься также производством и дистрибуцией фильмов. А потом я получила степень магистра в области маркетинга в социальных медиа. Сейчас руковожу производством художественных фильмов, а также преподаю маркетинг в нескольких британских университетах.
— Как прошел семинар в Москве? Что вы хотели рассказать собравшимся людям?
— Я не отбирала участников, это сделал за меня Британский совет, и этот выбор был впечатляющим — ребята оказались очень сильными и по-настоящему креативными. Уровень был очень разный: кто-то был только на стадии разработки бизнес-идеи, а у кого-то уже был свой стартап. Первое задание — выступить с двухминутной презентацией своего проекта и раскрыть его потенциал, многих смутило или даже поставило в тупик. Следующие четыре дня прошли в интенсивном темпе и включали много групповых заданий, что поначалу доставляло участникам заметный дискомфорт. Я заметила, что во многих странах, включая Россию, принято, что учитель общается с учениками в очень властной, авторитарной манере, а ученики послушно исполняют его задания, не размышляя над их содержанием. У нас же все было намного более интерактивным: я не говорила ребятам, как именно они должны действовать — моя задача была стимулировать и направлять их творческую деятельность. На самом деле только автор знает свой проект до мельчайших подробностей и имеет максимально полное видение всех сторон бизнеса, что позволяет ему принимать ответственные осознанные решения.
— А как были организованы занятия в группах?
— Я не стала сводить вместе фотографов, дизайнеров, рекламщиков или художников — наоборот, мы намеренно собрали максимально пестрый, смешанный состав. Все ребята были этим удивлены и сначала жаловались, что они ничего не знают друг о друге и о сферах, в которых работают. Но в конце семинара все признавались, что это был невероятный опыт именно из-за того, что им удалось много узнать о новых творческих сферах, завести полезные контакты. После такой встряски они смогли по-новому взглянуть на собственную сферу деятельности. Все участники семинара сказали, что продолжат и в дальнейшем консультироваться со специалистами из смежных творческих сфер.
Одним из обязательных условий, о котором я сообщила в самом начале нашей работы, было то, что никто не имеет права воровать чужие идеи. Поэтому в итоге у нас пошел очень свободный, ничем не ограничиваемый творческий процесс. Настоящая магия началась, когда у людей прошло начальное смущение, все присмотрелись друг к другу и стали разгонять различные идеи, творить вместе. Даже когда занятия заканчивались, многие оставались, чтобы продолжить обсуждение.
— Какие упражнения вы выполняли?
— Задания каждый день были очень-очень разные, но все они были нацелены на развитие различных бизнес-компетенций. В конце я дала такое задание: продумать каждый мой шаг, каждое действие до того, как я сяду на самолет обратно в Великобританию. Нужно было придумать как можно больше деталей, представить, к каким людям и организациям я вольно или невольно буду обращаться. Цель — заставить учеников понять, что ничто не делается в одиночку, в каждый процесс включено множество людей, которые влияют на результат прямо или косвенно, а значит, ключевое значение имеет ваша способность договариваться. С бизнесом точно так же. Упражнение кажется простым, но поверьте, оно было потрясающе эффективным.
— И все-таки какую главную идею вы хотели донести до участников семинара?
— Тот факт, что необходимо реально оценивать свои возможности, а также грамотно налаживать деловые контакты — в бизнесе не преуспеть в одиночку.
Если вы видите какую-то свободную нишу на рынке — это сигнал к тому, что скоро ее разглядит кто-то еще, так всегда бывает
— Кто из пришедших на курс ребят вас впечатлил больше всего?
— Группа в целом была очень сильная, все поддерживали друг друга. Запомнилась девушка, которая хотела открыть собственную школу современного танца. Это очень сложная многоплановая задача. В течение мастер-классов девушка осознала, насколько сложна задача, которую она себе поставила, но все равно не отступилась от нее. Также меня очень впечатлила девушка, шьющая дизайнерскую одежду очень сложного кроя, напоминающую оригами. Она была полна энтузиазма открыть свой лейбл, но осознав, как это сложно, решила для начала ограничиться малым и выставить пару вещей на продажу в шоу-румах.
— Как вообще можно понять, что идея созрела для того, чтобы превратить ее в бизнес?
— Тут все просто. Если вы видите какую-то свободную нишу на рынке — это сигнал к тому, что скоро ее разглядит кто-то еще, так всегда бывает. Поэтому, если вы уверены в собственных силах, надо начинать эту нишу разрабатывать. Но надо понимать, что ты ничто не сможешь сделать в одиночку, и для реализации идеи потребуется вовлечь в процесс огромное количество людей. Если вы поймете на начальных этапах, что не способны организовать работу этих людей, и откажетесь от расширения — это пойдет вам на пользу. Так, во время моего семинара многие ребята поняли, что им пока не стоит расширяться. Одна студентка даже решила приостановить процесс расширения своего бизнеса по производству документального кино. И я считаю, что это прекрасно — она не потратила массу нервов, денег и времени, которые в итоге могли бы улететь в трубу.
— Насколько важно творческому человеку иметь коммерческую жилку, чтобы превратить свое хобби или увлечение в действительно успешный бизнес?
— Для того чтобы быть успешным творческим предпринимателем, человек должен обладать несколькими важными качествами: талантом, энергией и экономическим драйвом, то есть бизнес-мышлением, умением разрешать сложные экономические вопросы. В любом успешном творческом бизнесе сходятся эти три составляющие, и без них никак нельзя. Убери одну — и колосс на глиняных ногах рухнет рано или поздно. Но необязательно один человек, владелец бизнеса, должен совмещать в себе все эти качества, главное — быть по-настоящему сильным и талантливым хотя бы в чем-то одном и уметь находить грамотных менеджеров, которым вы будете делегировать обязанности, в которых сами не сильны. Мы делали много упражнений, нацеленных на то, чтобы человек лучше понял свои сильные и слабые стороны, ведь без этого знания ты никогда не станешь руководителем успешного стабильного бизнеса. Это очень трудная работа.
— Вы обсуждали, как найти инвесторов?
— В каждой стране этот процесс устроен различно. У нас в Великобритании очень много некоммерческих структур, которые охотно выдают деньги на творческие стартапы, очень успешно работает система краудфандинга. Но я не знакома с тем, как это все устроено в России. Подавляющее большинство предпринимателей из тех, что принимали участие в мастер-классах, имели опыт работы с инвесторами. Мы проводили упражнения, в ходе которых люди из разных индустрий делились друг с другом известными им способами получения финансирования. Это было захватывающе.
Все основано на личных знакомствах, поэтому всегда делитесь советами, помощью, контактами, это обязательно вернется — люди будут отвечать тем же. Теория семи рукопожатий работает
— Какие еще навыки нужны творческому предпринимателю?
— Чтобы получше узнать сферу, в которой вы хотите запустить свой стартап, не стесняйтесь сначала узнать ее изнутри во всех деталях. К примеру, я знаю многих людей, которые, прежде чем уйти в самостоятельное плавание в сфере фешен-бизнеса, сначала стажировались в известных домах моды, узнавая тонкости дела.
Я всегда говорила студентам: каждый человек, каждый ваш знакомый может оказаться в будущем вашим партнером по бизнесу или человеком, который станет мостиком между вами и вашим будущим партнером. Все основано на личных знакомствах, поэтому всегда делитесь советами, помощью, контактами, это обязательно вернется — люди будут отвечать тем же. Теория семи рукопожатий работает.
Ну и, конечно, нужно в деталях понимать модель работы вашего бизнеса: доходы, расходы, никогда не переставать учиться. Пробовать новое. Искать новые источники вдохновения. Всегда продолжать фантазировать и изобретать.
— Вы работаете в киноиндустрии. Каков ваш прогноз развития независимого кино с учетом новейших схем дистрибуции и сбора средств?
— За последние пять лет в независимом, малобюджетном кино все очень резко и быстро изменилось. Яркий пример — историческая драма A Field in England («Поле в Англии»), снятая в 2013 году. Режиссер Бен Уитли использовал самые современные и инновационные подходы. Он написал сценарий, потом значительно переписал его, сократил количество действующих героев всего до шести человек — все это было сделано с учетом ужатого бюджета и некоторых пожеланий зрителей. Кино было снято всего за две недели. Релиз картины в Великобритании состоялся 5 июля — одновременно она вышла и на телевидении (через сервис «видео по запросу»), и на DVD, и в независимых кинотеатрах. По сути, режиссеру удалось организовать все это без посредников. Я уверена, мультиплатформенная концепция фильма коренным образом изменит процесс кинопотребления в мире. Картина была снята при бюджете всего в 300 тыс. фунтов стерлингов — меньше половины от обычной стоимости производства телевизионной исторической драмы.
«Московские новости» также попросили нескольких участников семинаров для творческих предпринимателей рассказать, что им больше всего понравилось на занятиях.
Вероника Черняева, современный художник www.MyArtShop.ru
— По образованию я социолог, восемь лет делала карьеру в сфере PR и маркетинга в кино. Но позже я поняла, что хочу работать в сфере искусства. Я с детства мечтала быть художником, но родители не согласились отдать меня в художественную школу и уговорили сначала получить «серьезную» специальность. Я выучилась, по инерции работала по специальности, все это мне даже нравилось, но в итоге моя творческая натура взяла свое — я всегда рисовала, а тут решила сделать хобби своей главной работой. Этим летом я сделала сайт, где продаю собственные картины. Это альтернатива галереям, возможность продвигать и продавать себя без посредников. На один из предыдущих подобных семинаров Британского совета ходила моя знакомая. Я увидела ее пост в фейсбуке и тоже решила сходить, потому что меня интересуют методики продвижения — на Западе все это значительно ушло вперед. На семинарах нас учили развивать бизнес-мышление, сохраняя при этом творческую составляющую, это было действительно полезно. Мы с ребятами все очень подружились и сейчас продолжаем общаться и встречаться.
Мария Ларина, участник проекта Denis Milovanov Workshop и сооснователь марки «Ремесло 937»
— Мы делаем деревянную мебель ручной работы по старинным технологиям. Denis Milovanov Workshop — это ремесленная мастерская, где мы производим мебель, ландшафтные изделия, скульптуру и арт-объекты из цельных дубовых стволов, вываренных в масле. Также полгода назад запустили собственную марку «Ремесло 937», там мы производим более доступные изделия из бука, акации, металла — именно с этим проектом мы пришли на семинар. Меня впечатлил процесс обучения, построенный по принципу нетворкинга (от англ. networking — процесс налаживания деловых контактов и отношений. — «МН»): мы постоянно обсуждали различные вопросы с коллегами из смежных индустрий. В последний день у нас было проектирование по методу блюпринтинга — на огромном листе мы пытались создать полугодовую магистраль развития нашего проекта. Ставили себе конечную цель и, отталкиваясь от нее, прописывали конкретные шаги, что очень помогло увидеть картину в целом.
Евгения Шашева, сооснователь марки Cheeky&Coco
— Мы шьем купальники для кайтсерфинга, вейкбординга и других водных видов спорта. В основе нашей концепции — функциональность и красивый дизайн. Кроме России нашу продукцию можно купить в Германии, Египте, на Филиппинах и Бали. Я пошла на семинар, поскольку хотела услышать экспертное мнение о своем бизнесе и структурировать имеющиеся у меня знания. Пожалуй, полезнее и интереснее всего было услышать мнения о Cheeky&Coco от мотивированных специалистов из сторонних индустрий, которые были моими коллегами по семинару.