Удачная альтернатива
Таунхаус — гибрид городской квартиры и загородного дома. Как правило, он представляет собой комплекс малоэтажных коттеджей, которые совмещены друг с другом боковыми стенками и располагают собственными небольшими земельными участками. За прошедшие несколько лет их популярность резко выросла, констатируют участники рынка недвижимости, указывая на то, что на сегодня большинство новых поселков, выведенных на рынок недвижимости, состоит исключительно из таунхаусов. Это уже не самый молодой формат жилья, но реальную рыночную популярность он обрел лишь в 2010 году.
По словам управляющего партнера «Миэль — загородная недвижимость» Владимира Яхонтова, если раньше количество сделок исчислялось лишь сотнями, то сейчас их тысячи. «Потенциальный покупатель наконец начал воспринимать этот удобный формат как выгодную альтернативу городской квартире», — отмечает Яхонтов.
Привлекает в таунхаусах прежде всего финансовая доступность. «За счет плотной застройки и небольшого земельного участка затраты на строительство гораздо меньше, чем на строительство коттеджей. Таунхаус в ближайшем Подмосковье площадью около 100 «квадратов» без отделки можно купить примерно за 5 млн руб., плюс миллион на приличную отделку. Таким образом, получается весьма неплохая альтернатива двухкомнатной городской квартире», — рассказывает Яхонтов.
Наиболее востребованы таунхаусы средней ценовой категории — от 4 до 6 млн руб
Кроме того, по словам эксперта, растущий интерес к загородному жилью связан с возрастающим желанием москвичей улучшить качество жизни: получить не только апартаменты большей площади, но и собственный участок в поселке с высоким уровнем комфорта и развитой инфраструктурой. «При относительно слабом спросе на загородное жилье люди предпочитают приобретать именно таунхаусы, потому что они меньше по площади, чем индивидуальные дома, соответственно дешевле, проще в обслуживании. Большой участок земли современных покупателей сейчас не очень интересует. В каждом поселке таунхаусов есть общественная зона, и для многих этого вполне достаточно», — добавляет заместитель исполнительного директора «Миэль-недвижимость» Андрей Хазов.
Площадью поменьше, но к Москве поближе
Таунхаусы, по словам девелоперов, представлены во всех ценовых сегментах жилья, но наиболее востребованными остаются объекты средней ценовой категории — от 4 до 6 млн руб., которые расположены не дальше 20 км от столицы. «Важной характеристикой для таунхаусов является близость к МКАД и жилым поселениям с необходимой торговой инфраструктурой. Важными факторами выбора жилого загородного объекта по-прежнему остаются наличие проведенных коммуникаций, хорошая транспортная доступность и, безусловно, качество самого объекта. В идеале для комфортного проживания площадь таунхауса должна быть не меньше 70 кв. м, а этажность — два-три этажа», — рассказывает директор департамента загородной недвижимости АН «Бекар» Олег Карзов.
Сейчас популярностью пользуются таунхаусы площадью более 100 кв. м, в перспективе будет востребован более компактный формат
Покупатели часто ищут таунхаусы с площадью в полтора-два раза больше. По данным корпорации «Инком», ликвидные объекты в сегменте загородных таунхаусов — жилье площадью 130–180 «квадратов» в пределах 20 км от МКАД с планировкой от пяти до девяти комнат. Именно такие предложения чаще всего выбирают хозяева двухкомнатных квартир в Москве в качестве альтернативного жилья.
Сейчас цены на двухкомнатные квартиры в сегменте «эконом» на московском вторичном рынке варьируются от 4,6 до 25 млн руб. Стоимость таунхаусов в пределах 20 км от МКАД начинается от 5 млн руб., а средняя цена составляет 9,5 млн руб. «Например, двухкомнатную квартиру площадью 51,5 кв. м в панельном доме в пяти минутах езды транспортом от метро «Бабушкинская» можно продать за 9,5 млн руб. Данная сумма покроет покупку таунхауса «под ключ» с в три раза большей площадью в готовом поселке с детским садом, расположенном в 15 км от МКАД», — констатирует начальник отдела продаж поселка «Маленькая Шотландия» Алексей Хижняков.
Мал золотник
Несмотря на то что сейчас популярностью пользуются таунхаусы площадью более 100 кв. м, в перспективе более компактный формат будет популярнее. Именно ему эксперты и предрекают светлое будущее. «Раньше было сложно найти таунхаус площадью менее 80–90 кв. м. Теперь же не редкость таунхаусы и в 50, и в 70 кв. м», — говорит Андрей Хазов. Такие домики имеют все преимущества загородного коттеджа, недороги в эксплуатации и доступны по цене более широкой аудитории.
Однако и у таунхаусов появилась серьезная конкуренция. Риэлторы отмечают, что в ближайшие годы в лидеры среди форматов на рынке загородной недвижимости выйдут малоэтажные жилые комплексы, которые уже сейчас медленно, но верно набирают популярность и, вероятнее всего, заберут лидерство у сегмента небольших загородных домов.
Ни в коем случае нельзя покупать таунхаусы на сельхозземлях и на землях под дачное строительство
Застройка такими объектами позволяет избежать пробок, большой нагрузки на городские коммуникации и инфраструктуру, равномерно распределить учреждения и организации повседневной необходимости. Да и дома высотой два-три этажа на два-три десятка квартир по более доступной цене, чем все прочие форматы жилья, уже сейчас прельщают москвичей, желающих улучшить жилищные условия.
Летом виднее
Однако, несмотря на появление новых форматов доступного жилья, спрос на таунхаусы продолжает постоянно расти, говорят девелоперы. На сегодняшний день средняя стоимость квадратного метра таунхауса составляет около 45–50 тыс. руб., но цены растут приблизительно на 1–2% в месяц. «На этом фоне выгодной покупкой является жилье на начальной стадии строительства, но здесь возрастают риски. Поэтому покупать таунхаусы обязательно в проектах с готовыми сетями и как минимум с наличием фундамента — это гарантия достройки», — рекомендует Владимир Яхонтов из «Миэль — загородная недвижимость».
Ни в коем случае нельзя покупать таунхаусы на сельхозземлях и на землях под дачное строительство. «Это табу, что бы вам ни говорили. Особенно часто так пытаются обмануть в «новой Москве». Поэтому нужно крайне внимательно смотреть документы», — предостерегает эксперт. Также обязательно нужно смотреть на то, есть ли в проекте объекты социального назначения. «Если нет, то это лакмусовая бумажка того, что застройщик рискованный и скорее всего с проектом будут проблемы», — говорит Яхонтов.
Что касается сезона покупки, то Олег Карзов из АН «Бекар» рекомендует делать это летом или поздней весной. «Целесообразнее всего покупать любой объект загородной недвижимости в теплое время года, когда земельный участок не занесен снегом и можно детально рассмотреть все возможные изъяны», — отмечает девелопер. Традиционный сезон скидок в сегменте таунхаусов начнется в августе, но закончится достаточно быстро, а уже к сентябрю цены опять начнут расти.
Странные покупатели
Согласно исследованию корпорации «Инком», к первоочередным факторам покупки загородного жилья относится цена объекта, степень готовности проекта, наличие детского сада, школы и продуктового магазина поблизости. Но около 4% будущих владельцев руководствуются при выборе своеобразными критериями. В одну категорию можно выделить ряд требований, основанных на увлечениях. Например, некоторые покупатели таунхаусов интересуются, насколько звуконепроницаемы стены, чтобы не мешать соседям своими музыкальными экспериментами во время игры на электрогитаре или репетиции собственной группы. Одной из самых модных философий среди будущих собственников остается фэншуй.
«За свою практику мне приходилось подбирать несколько загородных квартир для поклонников фэншуя, — комментирует начальник отдела продаж поселка «Маленькая Шотландия» Алексей Хижняков. — Одна семья решила поменять таунхаус после того, как поняла, что дверь квартиры обращена к востоку, а не к югу, причем это случилось уже после оплаты».
В другую группу можно объединить нумерологические опасения. Как правило, покупатели загородного жилья стараются избегать квартиры и дома с номером 13 или с номерами, где есть шестерки. В то же время иногда клиенты спрашивают, продает ли риэлтор таунхаус с их счастливым номером. В совсем редких случаях покупатели запрашивают объект с определенным количеством спален, окон или балконов — не потому, что этого требует необходимость, а для ровного счета. Встречаются покупатели, которые отказываются смотреть предложения на определенной улице, так как ее название может ассоциироваться с плохими воспоминаниями, например фамилией школьного недруга. «С улицами историй не так много, а вот название поселка определенно влияет на покупку, причем на самой первой стадии рассмотрения предложений», — говорит Алексей Хижняков.
К прочим покупательским причудам можно отнести особый интерес к гороскопам и веру в приметы. Эксперты вспоминают случай, когда покупатель отказался в назначенный день подписать документы и перевести деньги, после того как увидел плохой сон. Другой клиент решил перенести сделку на следующий месяц, прочитав совет в гороскопе не тратить большие суммы в ближайшее время.